5 декабря 2019 года Национальная ассоциация концессионеров и долгосрочных инвесторов публикует Резолюцию крупнейших инфраструктурных инвесторов страны в отношении законопроекта о защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в Российской Федерации (далее Законопроект). Участники рынка инфраструктурных проектов России, которые реализуют около 50 проектов с суммарным объемом инвестиционных обязательств порядка 1 трлн руб., призывают исключить концессии и ГЧП из сферы применения Законопроекта.
Учитывая концептуально разные подходы в регулировании инвестиций, заложенные в действующем законодательстве о концессиях и ГЧП и предусмотренные в Законопроекте, точечная доработка Законопроекта в целях исключения дублирующих и противоречащих процедур, неприменимых принципов отбора и оценки инвестиционных проектов представляется нереализуемой. В связи с этим предлагается исключить из сферы применения Законопроекта отношения, которые относятся к предмету регулирования федерального закона о концессионных соглашениях и федерального закона о государственно-частном партнерстве.
Резолюция принята НАКДИ по итогам совещания представителей 10 крупнейших участников рынка ГЧП проектов, среди которых:
Крупнейшие участники рынка ГЧП проектов принимают участие в финансировании и реализации порядка 50 инфраструктурных проектов на основе механизмов государственно-частного партнерства с суммарным объемом инвестиционных обязательств порядка 1 трлн. руб. В настоящее время в портфелях крупнейших участников рынка в стадии проработки находятся инфраструктурные проекты суммарным объемом свыше 700 млрд. руб., включая проекты Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года.
В случае принятия Законопроекта и сохранения неприемлемых условий для осуществления частных инвестиций финансирование ГЧП проектов может быть приостановлено.
Крупнейшие участники рынка в целом поддерживают предложенную Законопроектом инициативу обеспечения стабильности реализации инвестиционных проектов и считают целесообразным установление принципа разрешения коллизий в действующем законодательстве в пользу инвесторов и лиц, реализующих проекты.
Учитывая комплексный по содержанию, но размытый по формулировкам предмет регулирования, законопроект создает ряд существенных коллизий, в том числе по отношению к другим действующим законам. Так, его положения директивно и однозначно регулируют отношения, возникающие при реализации инвестиционных проектов, которые уже урегулированы федеральными законами о концессионных соглашениях и соглашениях о государственно-частном или муниципально-частном партнерстве.
Наряду с этим законопроект устанавливает новые принципы и порядки предоставления мер государственной поддержки при реализации ГЧП без учета особенностей этого механизма и отраслей его применения, вмешиваясь при этом в предметы регулирования Гражданского и Бюджетного кодексов РФ.
Законопроект не учитывает специфику концессионных проектов и проектов ГЧП, предусматривает конкурирующие нормы, регулирующие данную отрасль экономики, вводит новый понятийный аппарат взамен устоявшегося и устанавливает ограничения для применения мер государственной поддержки к инвестиционным проектам, реализуемым с использованием механизмов ГЧП. Для дальнейшего развития отрасли требуется стабильность нормативного регулирования, дальнейшая наработка практики и поступательные улучшения, а не радикальный пересмотр подхода к регулированию, который делает капиталовложения в проекты ГЧП более рискованными, как для инвесторов, так и для финансирующих организаций