Когда говорят о цифровой трансформации транспортной отрасли, вопросы дорожного строительства часто остаются за бортом. А в качестве приоритетных направлений называются беспилотные автомобили и умная логистика. Но полноценное применение новых транспортных технологий невозможно без комплексного развития инфраструктуры.
Поэтому и ИТ-стартапам, работающим в сегменте smart city, и инвесторам, рассматривающим новые направления для своей деятельности на нестандартных рынках, важно знакомиться с новыми технологиями и трендами, которые уже изменили наши города. Юлия Штрек, CFO группы компаний «Автобан», рассказывает о том, что такое цифровая дорога и есть ли место для инвестиций в дорожном строительстве.
По оценке Центра экономики инфраструктуры, свыше 80% всех пассажирских перевозок и 68% грузовых перевозок в России осуществляется автомобильным транспортом.
Сегодня города сталкиваются с необходимостью реагировать на урбанизацию, оптимизировать транспортный поток, сокращать загрязнение, повышать безопасность дорожного движения. Новые технологии открывают для власти и операторов инфраструктуры возможности управлять дорожным строительством и движением на новом уровне.
Технологии интернета вещей делают городские улицы более интеллектуальными, эффективными и хорошо управляемыми. С помощью умных дорог оптимизируют самые разные направления: от управления дорожным движением до безопасности пешеходов и транспортных средств, мониторинга окружающей среды.
По данным консалтинговой компании Research&Markets, мировой рынок умных дорог в 2020 году оценивался в $25,5 млрд. Аналитики считают, что уже к концу 2021-го он вырастет до $29,6 млрд, а к 2025-му достигнет $62,6 млрд. Такой рост объясняется возрастающим интересом к концепции умных городов и умному транспорту, которые создают комфортные условия для растущего населения Земли и стимулируют экономическое развитие.
Приоритет на развитие дорожной отрасли обусловлен, в том числе, существенным устареванием дорожной инфраструктуры по всему миру: аналитики Research&Markets оценивают недостаток финансирования дорожной инфраструктуры в $8 трлн в 2016-2040 годах.
Аналогичная проблема характерна и для России: по данным Росстата, доля дорог регионального значения, которые соответствуют нормативным требованиям, на конец 2020 года составила 46,4%, в городских агломерациях — 71,9%.
Значимым показателем глобального интереса к отрасли является тот факт, что 20-30% помощи, которую Всемирный банк выделяет развивающимся странам, направляется на проекты развития транспортной инфраструктуры.
Под умными дорогами (Smart Roads, Smart Highways) понимается большое количество различных технологических решений, цель которых — сделать дорожное движение безопаснее, быстрее, выгоднее, экологичнее и удобнее. Умные дороги — это физическая инфраструктура (датчики интернета вещей, солнечные панели) и технологии искусственного интеллекта, обработки данных.
Наиболее понятной и привычной для России умной технологией на дорогах стали камеры фото- и видеофиксации, которые отслеживают нарушение правил дорожного движения.
Такие камеры отслеживают соблюдение скоростного режима, правильного использования полос выделенного движения, дорожной разметки и безопасного вождения. Информация о доходах компаний от реализации проектов по установке и обслуживанию камер, как правило, закрыта, однако о доходности проектов можно судить по косвенным признакам.
Например, компания МВС групп, которая, по данным Коммерсантъ, с 2016 года оказывает такие услуги в Московской области, только в 2019 году получила прибыль в размере 882 млн рублей (прирост более чем в два раза по сравнению с предыдущим годом).
Помимо контроля за водителями, новые технологии помогают водителям принимать правильные решения. Различные датчики, устанавливаемые в рамках метеостанций, размещенных на протяжении дороги, а также в ряде случаев и в дорожном полотне, измеряют широкий спектр показателей: от температуры дорожного покрытия, состояния поверхности до толщины водяного слоя, наличия «черного» льда и дорожной видимости.
Использование технологий интернета вещей обеспечивает оперативный сбор таких показателей, прогнозировать развитие опасных ситуаций и принимать оперативные решения.
Умные знаки информируют водителей об актуальном состоянии дороги, а встроенные элементы автомобилей, в том числе беспилотных, могут на основе данных датчиков автоматически корректировать движение.
Кроме того, оперативное получение информации о дорожных условиях (трафике, пробках, метеоусловиях) позволяют в проактивном режиме рационально управлять дорожными и ремонтными службами. Например, в случае выявления или прогнозирования обледенения направлять дорожные службы именно на те участки дороги, где они сейчас требуются.
Отдельные элементы умной дорожной инфраструктуры уже есть на российских дорогах. В Москве с 2018 года реализуется проект по созданию умных перекрестков, сейчас их уже около 500.
Датчики, установленные в асфальт автоматически отслеживают приближение общественного транспорта и переключают светофор на зеленый сигнал. А контроль загруженности пересекающихся дорог позволяет оперативно управлять транспортными потоками.
Только в 2021 году на финансирование создания интеллектуальных транспортных систем (ИТС) из бюджета планируется направить 3,9 млрд рублей. Внимание со стороны государства к проектам по созданию и незначительный объем текущего охвата создают растущий рынок для новых проектов.
Классический подход к управлению дорожным движением предполагает предварительный анализ потенциальных транспортных потоков и настройку светофоров на основе прогнозов с учетом пиковых часов. Новые технологии обеспечивают автоматическое регулирование движения на основе фактических данных.
Встраивание в дорожные полосы оптоволоконных линий позволяет в режиме реального времени получать данные о транспортном потоке, нагрузке на дорогу. Альтернативные данные поступают от камер видеонаблюдения с технологией распознавания транспортных средств, а также из массивов открытых данных (например, сервисов навигаторов), данных об авариях.
Комплексная информация, а также обучение алгоритмов на основе исторических данных о движении, дает преимущество в управлении светофорами в режиме реального времени: максимально избегать заторов и оперативно перенаправлять участников дорожного движения.
Данные о нагрузке и аналитика состояния дорожного полотна помогают своевременно выявлять повреждения в покрытии, оперативно планировать и проводить ремонтные работы. И это не просто экономия времени: по оценкам властей Миннесоты, проведение ремонта на ранней стадии образования трещин в дорожном покрытии сокращает ежегодные затраты на дорожный ремонт в 16 раз.
С развитием и популяризацией электромобилей существенной проблемой при длительном движении стал вопрос с подзарядкой таких транспортных средств. Для решения этой задачи разрабатываются возможности быстрой зарядки электрокаров.
Например, израильская компания Electreon в тестовом режиме устанавливает в дорожное покрытие медные катушки, которые посредством магнитной индукции заряжают электрокары в процессе движения.
В качестве одного из пилотных проектов уже сейчас в Тель-Авиве Electreon запущен электробус, который заряжается во время движения. Проект реализуется пока только в тестовом режиме, однако инвесторы высоко оценивают перспективы компании: ее рыночная капитализация выросла с 2017 года более чем в 30 раз, а размещение на бирже 12,4% акций в 2020 году позволило привлечь 123 млн шекелей (около $40 млн).
Автомобильный рынок создает новые вызовы для инфраструктуры. Популярность электромобилей привела к тому, что автомобильные компании начали активно инвестировать в системы зарядки для создания комфортной среды своим потребителям.
Например, Volkswagen к 2020 году построил уже 1 200 зарядных станций на территории Германии и планирует увеличить общее их число до 2 000 к концу 2021-го, а затем развивать систему зарядных станций на дорогах по всему миру.
Одно из преимуществ умных дорог — изменение рабочей среды, в которой функционируют автономные транспортные средства.
Развитие беспилотных машин на протяжении длительного времени основывалось на том, что машина оснащается всеми необходимыми датчиками и устройствами для того, чтобы ориентироваться в пространстве. Такой подход связан с большими затратами: радары и лидары существенно увеличивают стоимость автомобиля.
А ряд инцидентов с беспилотными автомобилями поставили под сомнение достаточность текущего уровня развития ИИ для обеспечения безопасности на дорогах. В качестве альтернативы сейчас рассматривается концепция взаимодействия автомобилей с инфраструктурой, при которой сама дорога становится источником информации для управления автономным транспортом.
Датчики и камеры с распознаванием объектов позволяют лучше предсказывать поведение других автомобилей, своевременно получать информацию о препятствиях на дороге, узнавать о приближении пешехода, велосипедиста или животных, пересекающих дорожную полосу.
Таким образом, развитая инфраструктура становится значимым элементом для полноценного функционирования автономного или полуавтономного (работающего на автопилоте) транспорта.
Существенную роль в развитии технологий умных дорог играет частный сектор. В Европейском союзе действует программа 5G-PPP, обеспечивающая реализацию государственно-частного партнерства для развития и применения технологий связи 5G. Одним из направлений программы является реализация проектов по созданию инфраструктуры и технологий, необходимых для автономного транспорта.
В проекте 5GMED консорциум из 21 компаний средиземноморского региона, специализирующихся в разных сферах (связь, IT, автомобильная промышленность, логистика), финансирует разработку и внедрение инфраструктурных решений для автономного транспорта.
В России с 2019 года действует национальный проект «Безопасные качественные дороги», направленный на комплексную модернизацию дорожной отрасли: развитие дорожной сети и поддержание ее в нормативном состоянии, обеспечение безопасности дорожного движения, внедрение новых технологий в строительстве и интеллектуальных транспортных систем.
Специфика российского дорожного строительства — существенное регулирование со стороны государства.
Комплекс стандартов касается широкого спектра вопросов: от используемых при строительстве материалов и до технологий и процесса планирования и строительства. Значительное отставание применяемых стандартов от технологий (некоторым стандартам уже более 30 лет) тормозит развитие отрасли.
Нацпроект утвердит 130 новых стандартов, которые будут отвечать реалиям сегодняшнего дня и позволят применять современные технологии и материалы.
Для решения этой же задачи в России создан Реестр новых и наилучших технологий, материалов и технологических решений повторного применения. В него включена 361 технология, применяемая на различных этапах строительства и эксплуатации дорог.
Для государства использование технологий из реестра при заключении контрактов является обязательным: доля контрактов, предусматривающих применение технологий из реестра постепенно увеличивается, и к 2024 году должна составлять не менее 80%.
Кроме того, национальный проект предполагает активное внедрение фото- и видеофиксации на дорогах и интеллектуальных транспортных систем. По данным Росавтодора, в 2020 году соответствующие работы велись в 22 регионах России, в текущем году их количество вырастет до 25.
Финансирование, которое государство выделяет на реализацию задач по созданию качественных и безопасных дорог (в 2021—2023 годах федеральный центр направит регионам 172,3 млрд рублей на развитие дорог и внедрение интеллектуальных транспортных систем), существенно влияет на развитие отрасли. Но даже предпринимаемые меры по-прежнему не соответствуют тому уровню, на котором находится дорожное строительство в мире.
Фокус на реализацию полноценных умных дорог в России пока отсутствует. Как при реализации дорожного нацпроекта, так и в стандартах умных городов, которое курирует Минстрой, государство в большей степени ориентируется на регулирование пилотируемого транспорта.
В то же время уже запущен проект компании «Национальные телематические системы», который позволяет создавать цифровые двойники дорог и отслеживать транспорт на любом участке по всей стране.
За 2019 год компания заработала 339 млн рублей, а масштабирование проекта положительно скажется на финансовом благополучии компании. Ожидается, что вложения в интеллектуальное управление дорожной экосистемой будут только расти.
Не менее востребованы у инвесторов в России и проекты в сфере умных городов.
Например, сервис для навигации внутри помещений Navigin привлек $1,55 млн за пять раундов. А партнерами стали фонд Starta Capital и НП «ГЛОНАСС». По данным на 2017 год, выручка компании составляла $500 тыс.
А стартап AeroStat, занимающийся оценкой состояния воздуха в городах, привлек около полумиллиона долларов от Starta Capital, бизнес-ангела Николая Белых и владельца «Техносилы» Михаила Кокорича.
Сегодня заказчиками компании является правительство Москвы и Яндекс. Компания SmartCity, занимающаяся автоматизацией работы таксопарков, прошла акселерацию во ФРИИ, передав фонду долю в 7% в обмен на инвестиции в 2,1 млн рублей. А по итогам еще одной сделки доля ФРИИ в проекте выросла до 16%, а стартап получил еще 15 млн рублей.
Современные технологии должны прийти на помощь предпринимателям, чтобы сделать инфраструктурные инвестиции в умные города и дороги эффективными.
Исполнительный секретарь Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН) Ольга Алгаерова считает, что в этом инвесторам поможет блокчейн — который сделает непростую экономическую среду в России более прозрачной.
А главный исполнительный директор Anas SpA Армани Джанни Витторио призывает инвесторов вкладываться не только в умную инфраструктуру, но и в цифровые технологии — в том числе в системы управления материальными ресурсами.
Уже сегодня мы используем машины, которые в значительной степени поддерживают процесс управления и помогают водителям. Такие минимальные элементы умных автомобилей как парктроники или круиз-контроль есть во многих современных автомобилях.
Нас уже не удивляет, что автомобиль помогает поддерживать расстояние до впереди идущего транспортного средства, уведомлять о сходе с полосы движения, подсказывать наиболее удобный маршрут с учетом загруженности дорог, светофоров и дорожных аварий.
В будущем полуавтоматические и беспилотные автомобили станут новой реальностью.
По прогнозу экспертов компании «СофтТелематика», к 2035 году на дорогах больше не будет машин, управляемых водителем. Уже сегодня на дорогах Аризоны можно встретить беспилотные такси от Waymo, а в Пекине общедоступными стали Apollo Go, беспилотные такси от компании Baidu.
В России беспилотники от Яндекса курсируют в Иннополисе. Безусловно, на текущем этапе для поездок доступны ограниченные территории и тем не менее это уже не просто тестирование, а полноценные сервисы.
Более того, в мае этого года парламент Германии разрешил движение беспилотных автомобилей по дорогам общего пользования. Можно спорить о конкретной дате, когда автопилоты заменят водителей, но общий тренд вполне очевиден.
То, насколько инвесторы верят в беспилотные автомобили, хорошо показывают внешние инвестиции, которые удалось привлечь компании Waymo. Долгое время финансирование проекта осуществлялось исключительно материнской компанией (Alphabet). Однако в 2020 и 2021 году компания провела два раунда привлечения финансирования на $3,2 и $2,5 млрд соответственно.
Инвестиции в дороги со стороны государства — это развитие ИТ-отрасли, микроэлектроники и сетей связи нового поколения, новые возможности для транспорта и логистики.
А в связи с модернизацией инфраструктуры формируется спрос на умные решения в этом сегменте, причем длительные сроки национального проекта по созданию дорог будущего по всей стране дают уверенность в том, что проекты будут еще долго востребованы, а вложения инвесторов, несмотря на непростые условия — география, инвестклимат и государственное регулирование, — окупятся и принесут им прибыль.
Источник: https://rb.ru/opinion/investicii-v-cifrovye-dorogi/