Из центрального пункта управления ЦКАД было запущено движение по 25-километровому участку первого пускового комплекса (ЦКАД-1) от Калужского до Симферопольского шоссе, а также по двум дорожным развязкам: на пересечении четвертого пускового комплекса (ЦКАД-4) и трассы М-5, на пересечении пятого пускового комплекса (ЦКАД-5) с трассой М-10.
В церемонии запуска движения приняли участие вице-премьер РФ по строительству Марат Хуснуллин, председатель правления госкомпании “Автодор” Вячеслав Петушенко и губернатор Московской области Андрей Воробьев.
“Если бы с самого начала, сразу осваивали прилегающую к дороге территорию, было бы более эффективно”, — отметил Путин, выслушав доклады чиновников и мэра Москвы Сергея Собянина, отчитавшегося о строительстве ЦКАД по аудиосвязи.
“Разрешаю”, — скомандовал президент в ответ на просьбу открыть движение по ЦКАД.
ЦКАД-1 проходит по территории городских округов Подольск и Домодедово, а также новой Москвы. На этом этапе построены четыре транспортные развязки, 14 мостов, 24 путепровода и три эстакады. Исполнитель долгосрочного инвестиционного соглашения по строительству первого этапа ЦКАД — АО “Крокус Интернэшнл” Араса Агаларова. Стоимость — 62,6 млрд рублей (54,8 млрд рублей госфинансирования, 7,4 млрд рублей частных инвестиций).
Остальные этапы ЦКАД уже были пущены ранее. Строительство дороги шло с задержками. Оно началось в 2014 году, и первоначально ЦКАД планировалось ввести уже в 2018 году.
Общая протяженность новой платной трассы составляет 336,5 км, в том числе 288 км нового строительства и 48,5 км реконструированных участков.
По данным “Автодора”, общая стоимость проекта составила 341,2 млрд рублей, из которых за счет средств ФНБ профинансировано 150 млрд, за счет средств инвесторов — 94,7 млрд. Возврат привлеченных средств планируется обеспечить за счет доходов от сбора платы за проезд. В финансировании строительства ЦКАД приняли участие Сбербанк, “Газпромбанк”, Евразийский банк развития (ЕАБР), ВЭБ.РФ и РФПИ.
Проезд по ЦКАД без транспондера для легкового автомобиля стоит в среднем 5 рублей за км пути, для грузовика — от 7,2 до 15,7 рублей. Использование транспондера дает скидку в размере от 15% до 50% в зависимости от протяженности маршрута.
Основное назначение нового автодорожного кольца — разгрузить МКАД и улично-дорожную сеть Подмосковья, приняв на себя поток транзитного транспорта. Со вводом ЦКАД в эксплуатацию власти Москвы уже ввели ограничения для транзитного автотранспорта. С начала весны грузовики массой более 12 тонн обязаны получать дневные и ночные пропуска для въезда на МКАД и городские дороги. С июля дневные пропуска обязаны получать и грузовые автомобили от 3,5 тонн.
Третий пусковой комплекс (ЦКАД-3; концессионер — ООО “АСК”, генподрядчик — АО “ДСК “Автобан”) протяженностью 105,9 км “поехал” в ноябре 2020 года. Этот этап проходит по территории севера и северо-востока Подмосковья, соединяет трассы М-11 “Нева” и М-7 “Волга”, являясь частью международного автотранспортного коридора “Европа — Западный Китай”, который должен полностью заработать в 2024 году с запуском строящейся трассы М-12 от Москвы до Казани. Финальная стоимость третьего участка, который стал самым протяженным в составе нового кольца вокруг Москвы (105,9 км), по данным “Автодора”, составила 100,8 млрд рублей (59,5 млрд рублей бюджетных средств и 41,3 млрд частных инвестиций). При этом стоимость строительства по концесионному соглашению “Автодора” с ООО “Автодорожная строительная корпорация” (АСК) на этапе его заключения в 2016 году составляла 81,4 млрд рублей (42,2 млрд рублей из бюджета, 39,2 млрд рублей — привлеченные средства).
Запущенный ранее ЦКАД-4 соединяет трассы М-7 “Волга” и М-4 “Дон”. Четырехполосная дорога высшей технической категории проходит по юго-востоку Подмосковья: городским округам Электросталь, Домодедово, а также по Богородскому, Павлово-Посадскому, Воскресенскому и Раменскому городским округам. Здесь шесть транспортных развязок, более 70 путепроводов, эстакад и мостов общей протяженностью 7,5 км. Концессионер строительства ЦКАД-4 — ООО “Юго-восточная магистраль” (ООО “ЮВМ”), генподрядчик — ООО “Концессионная строительная компания №1” (ООО “КСК №1, входит в АО “ДСК “Автобан”). Стоимость этапа — 105,2 млрд руб. (64,6 млрд руб. госфинансирования, 40,6 млрд рублей частных инвестиций).
ЦКАД-5 идет по городским округам Истра, Солнечногорск, а также Наро-Фоминскому и Одинцовскому городским округам. В состав пускового комплекса входит участок нового строительства, а также реконструкция существующей дороги А-107 “Московское малое кольцо”. На пятом этапе построено шесть транспортных развязок, восемь мостов, 12 путепроводов и пять пешеходных переходов в разных уровнях. Это единственный бесплатный этап нового кольца. Стоимость строительства — 52,1 млрд рублей (46,8 млрд рублей госфинансирования, 5,3 млрд рублей — частные инвестиции). Исполнитель строительства по долгосрочному инвестиционному соглашению — ООО “Кольцевая Магистраль” при участии ООО “ИФСК “АРКС”.
На 8-километровом участке ЦКАД, соединяющем третий и пятый этапы дороги, располагается несколько искусственных сооружений: мост через реку Клязьма длиной почти 50 м, две транспортные развязки, четыре путепровода, пять локальных очистных сооружений, 14 тыс. кв.м шумозащитных экранов. Подрядчик строительства этапа — АО “ДСК “Автобан”, стоимость, по данным “Автодора”, составила 5,8 млрд рублей.
На ЦКАД организована система безбарьерной оплаты проезда “свободный поток” (free flow), обслуживать которую по заказу ООО “Единый оператор” (ранее — ООО “Единый оператор ЦКАД”) будет ООО “Казань-Телематика”, выигравшее в 2019 году конкурсы на создание и обслуживание системы на 6,5 млрд рублей.
Источник: http://rosinvest.com/novosti/1445541