Строительно-инвестиционный холдинг “Автобан” на обходе г. Тольятти будет использовать асфальтобетонную смесь по новому ГОСТу Р 58406.2-2020, запроектированную по методу «Маршалла».
Метод Маршалла был предложен в 1950-х годах, позднее его детально разработали и развили военные инженеры. По этой технологии специалисты определяют свойства щебня и битумных вяжущих, определяют оптимальное содержание битума и объемные показатели для асфальтобетона, подготавливают образцы для испытаний, тестируют их на лабораторном оборудовании, оценивают итоговые результаты и только тогда изготавливают смесь.
При оценке каменных материалов специалисты пределяют истираемость щебня, шлифуемость, содержание глинистых частиц, содержание пластинчатых и игловатых зерен, водостойкость и процент граней, образовавшихся при дроблении. Если материалы признаны качественными, определяют зерновой
состав, истинную плотность и адсорбцию битума, выраженную в процентах от массы каменного
материала. Далее готовят подобранный образец каменного материала для последующего
смешения с битумом.
Для оценки битума дорожники сначала выбирают марку битума в зависимости от географической зоны строительства и назначения покрытия (магистраль, стоянка, взлетно-посадочная полоса и т. п.), затем определяют плотность битума, измеряют его вязкость при разных температурах, строят график
вязкость-температура.
При изготовлении образцов большое внимание уделяется приготовлению смеси при соответствующей температуре, ее выдерживанию, чтобы дать время для адсорбции части битума каменным материалом, и доведению смеси до температуры уплотнения без повторного ее разогрева.
На рыхлых образцах определяют истинную плотность асфальтобетона, а на уплотненных –
среднюю плотность. Вычисляют для каждого образца воздушную пористость (VTM – voids in total mix),
пористость минерального остова (VMA – voids in mineral aggregates) и процент объема межзерновых
пор, заполненным битумом (VFA – voids filled with asphalt).
При очень высоком качестве проектируемых смесей, метод Маршалла позволяет использовать не только стационарные, но и мобильные строительные лаборатории. Данный метод накладывает существенно более жесткие требования к зерновым составам асфальтобетонных смесей в части использования узких фракций щебней, что гарантирует безупречное качество смеси на выходе.