COVID-19, дистанционная работа, ограничения на выход из дома – такого не мог предсказать ни один аналитик в благополучном 2019-ом году. Как справлялись дорожно-строительные компании с нежданными вызовами, как реформировали работу, какие в отрасли были одержаны победы и какие появились новые вызовы – строительно-инвестиционный холдинг «Автобан» вспоминает ключевые события ушедшего года.
1. Год пандемии. Практически во всех странах мира из-за эпидемии коронавируса были введены жесткие карантинные меры, включающие ограничение на выход из дома и перемещение граждан. В России меры были не настолько строгими, за исключением Москвы, где с 30 марта несколько недель выходить из дома люди могли только в случае неотложной необходимости. Несмотря на разразившуюся эпидемию, реализацию Национальных проектов, включая проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», никто не приостанавливал, и дорожно-строительные компании вынуждены на ходу перестраиваться на работу в режиме повышенной готовности. Расходы дорожно-строительных компаний выросли до 20%: всех переведенных на удаленную работу сотрудников надо было обеспечить корпоративными ноутбуками, наладить доступ к корпоративным серверам, составить регламенты проведения онлайн совещаний и встреч. Всех дорожных рабочих необходимо было обеспечить масками, перчатками и защитными костюмами, организовать работу фельдшерских пунктов и мобильных изоляторов, дезинфицировать все служебные помещения и места проживания. Благодаря быстрой адаптации бизнес-процессов, глобально коронавирус не отразился на российской дорожно-строительной отрасли. Все ключевые планы были выполнены, главные проекты сданы вовремя. Так, сданы в эксплуатацию ЦКАД-3, запущено движение по ЦКАД-4, открыта трасса «Таврида» в Крыму. Всего на федеральном уровне после реконструкции и строительства дорожники ввели в эксплуатацию 915 км федеральных автодорог и отремонтировали 7,7 тыс. км дорог. По региональной сети строители построили и реконструировали 1,7 тыс. км дорог, отремонтировали 16 тыс. км. Финансовая поддержка регионов из федерального бюджета в 2020 году выросла на 32% по сравнению с 2019-м и составила более 250 млрд руб. В целом кассовое исполнение по федеральным средствам выросло с 95% в 2019 году до 99,1% в 2020-м, освоили свыше 880 млрд руб., а с учетом бюджетов субъектов эта сумма составляет более 2 трлн руб.
2. Новый министр. Виталий Савельев назначен на должность министра транспорта Российской Федерации Указом Президента России от 10.11.2020 № 690. Ранее глава Минтранса занимал должность генерального директора ПАО «Аэрофлот». На новой должности Виталий Савельев будет в том числе курировать ключевой инфраструктурный проект – российскую часть транснационального коридора Европа – Западный Китай. Для России этот проект значит гораздо больше, чем улучшение международной логистики и внутренней транспортной инфраструктуры. Магистраль принесет увеличение взаимной торговли и рост числа совместных производственных инициатив с привлечением китайских инвестиций.
3. Запуск ЦКАД. В ноябре строительно-инвестиционный холдинг «Автобан» сдал в эксплуатацию ЦКАД-3, а в конце декабря – ЦКАД-4. На сегодняшний день открыты 310 километров из 336. Целиком ЦКАД замкнется в июне 2021, когда будут введены в строй последние 26 километров магистрали. ЦКАД – один из наиболее остро необходимых нашей стране транспортных проектов. Он включает Россию в главные международные коридоры: в коридор №2 Лондон-Берлин-Варшава-Минск-Москва-Нижний Новгород, в коридоры №9 Хельсинки-Санкт-Петербург-Москва-Киев-Восточная Европа и «Север-Юг» – Хельсинки-Москва-Нижний Новгород. Магистраль станет спасительным кругом для Москвы, задыхающейся в пробках, поскольку раньше в МКАД упирался транзитный транспорт со всей Европы и со всех концов России. ЦКАД стал одним из самых высокотехнологичных проектов «Автодора». Трасса оборудована системами взимания платы «свободный поток», когда антенны распознают транспондеры, а камера на скорости считывает номерной знак машины и количество осей. «Свободный поток» — только верхушка айсберга интеллектуальной системы ЦКАД. Вся система включает 75 детекторов транспортного потока, 71 видеокамеру АСУДД и 7 метеостанций. Система будет с помощью информационных табло предупреждать водителя, что приближается дождь или возможен снег, что скользкое покрытие или впереди затруднено движение. Соединение ранее разрозненных территорий, комфортный и быстрый проезд через современные удобные развязки обеспечит колоссальное улучшение качества жизни жителей Подмосковья. Благодаря развитию бизнеса вдоль ЦКАД местные жители получают удобную и благоустроенную территорию: новые кафе и магазины, офисы и рестораны, автоцентры и ремонтные мастерские. Помимо улучшения логистики ЦКАД предоставляет новые перспективы для девелоперов жилой и коммерческой недвижимости, торговли и сферы услуг, что неизбежно влечет рост налоговых поступлений и новые рабочие места.
4. Начало строительства скоростной трассы М-12 «Москва – Казань». Скоростная магистраль М-12 «Москва – Казань» протяженностью 794 километра является частью международного транспортного маршрута «Европа — Западный Китай» (МТМ ЕЗК). По заявлению премьер-министра Российской Федерации Михаила Мишустина в ближайшие три-четыре года М-12 будет самым масштабным дорожным проектом России, имеющим особое значение для всего евразийского пространства. Значимость будущей магистрали невозможно переоценить: прямое соединение двух стремительно растущих мировых центров – Китая и Западной Европы – включит Россию в один из самых влиятельных международных коридоров и придаст колоссальный импульс развитию международной и внутрироссийской логистики и деловых связей между российскими регионами. Суммарный прирост внутреннего регионального продукта в регионах прохождения магистрали к 2050 году может составить более 500 млрд рублей. Проект реализуется в рамках Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, ввод в эксплуатацию запланирован на 2024 год. Строительно-инвестиционный холдинг «Автобан» заключил контракты на строительство четвертого (км 224 – км 347) и шестого (км 454 – км 586) этапов магистрали, протянувшихся по территориям Владимирской и Нижегородской областей и республики Чувашия.
5. Запуск трассы «Таврида». 250 километров новой четырехполосной магистрали «Таврида» были открыты на 4 месяца раньше срока — 27 августа 2020 г. Дорога оборудована надземными пешеходными переходами, путепроводами и двухуровневыми транспортными развязками. Проезд по «Тавриде» от Керчи до Симферополя теперь займет около двух часов, а от Керчи до Севастополя – менее трех. Новая федеральная трасса стала ключевым элементом юга России, соединив в единый коридор Крымский мост, Керчь, Симферополь и Севастополь. Дорога обеспечивает удобные выходы на основные туристические регионы черноморского побережья.
6. Смягчение СНИПов. 2020 год стал переломным моментом в зачистке пресловутых «снипов-хрипов». Так, из 10 тыс. ГОСТов, СНиПов, СанПиНов и других обязательных требований 3 тысячи стали рекомендательными. Из оставшихся семи тысяч 90% требований упростили и переработали. При проведении госзакупок заказчики могут выбирать аукцион либо конкурс с квалификационным отбором на проведение строительных работ. В федеральном законе №44-ФЗ «О госзакупках» теперь есть возможность заключать контракты под ключ, когда в одном лоте разыгрывают и проектирование, и строительство, и поставку оборудования. В результате регионы расширили свои градостроительные полномочия и теперь могут быстрее и эффективнее развивать и застраивать собственные территории. По словам вице-премьера РФ Марата Хуснуллина совершенный прорыв в законодательстве позволил на 2 года раньше начать строительство скоростной трассы М-12 Москва – Казань: «Если бы мы подошли к проекту со старыми нормативами, то приступили бы к строительству к концу 2022 года. Поправки позволили начать работы в 2020-м». очистка законодательства от устаревших нормативов еще не закончена: еще от двух до трех тысяч норм планируется упростить и привести в соответствие.
7. Упрощение переноса коммуникаций. Перенос и переподключение коммуникаций всегда было головной болью дорожных строителей: излишне зарегулированные, длительные и хлопотные процедуры задерживали и удорожали строительство, а иной раз приводили к срыву сроков сдачи. После упрощения требований к переносу инженерных сетей дорожникам больше не требуется лишняя документация по планировке территории, не нужно получать дополнительное получение разрешения на строительство. Если же без переноса коммуникаций дорожники не могут начать строительные работы, то срок получения техусловий на перенос и переподключение сокращается до 20 дней. Упрощение переноса коммуникаций сыграло свою роль в том, что «Автобан» сдал ЦКАД-4 почти на год ранее запланированного контрактом срока.
8. «Транспортный закон». «Транспортным законом» называется Федеральный закон № 254-ФЗ от 31.07.2020. Он сократил избыточные процедуры, усложняющие и удорожающие строительство автомобильных дорог, железных дорог, портов, аэродромов, транспортно-пересадочных узлов и объектов инфраструктуры. Например, теперь строители могут утверждать проект планировки территории (ППТ) до внесения изменений в документы территориального планирования, могут отправлять проектную документацию на экспертизу до утверждения планировки территории, получать разрешение на строительство до оформления прав на землю, а выполнять подготовительные работы – до получения разрешения на строительство. В общей сложности нормы принятого закона могут сократить срок строительства объектов на 18 месяцев.
9. Упрощение регистрации прав и ввода объектов. Благодаря введенным поправкам строители могут вводить объект и регистрировать права на него, если сведения о площади объекта, указанные в разрешении на строительство, отличаются от сведений техплана не более чем на 5%. Регистратор проверяет наличие только трех документов: заявления, разрешения на ввод и техплана. Можно снимать с кадастрового учета объекты, которые прекратили свое существование или правообладатель которых отсутствует. В результате строителям не нужно целиком переделывать проектную документацию из-за незначительных отклонений, прекратились необоснованные отказы и приостановки регистрации прав, сократился срок вводов объектов на 3-6 мемяцев.
10. Дополнительные 100 млрд рублей. Согласованный с Министерством Финансов механизм опережающего финансирования дорожного строительства позволил дополнительно передать регионам 100 млрд рублей, которые будут зачтены в счет будущих лимитов. Это позволило поддержать и ускорить дорожное строительство на местах. Например, благодаря опережающему финансированию дорожники в регионах построили и реконструировали 2700 километров дорог, возвели 3 тысячи погонных метров искусственных сооружений, досрочно достроили Литейный мост в Брянске, начали строить через ре мост через реку Зею в Амурской области, обход Екатеринбурга, продолжили строительство обхода Калуги, восточного выезда из Уфы, моста в Новосибирске через реку Обь.
«Несмотря на пандемию, 2020 год стал один из наиболее результативных в дорожном строительстве, — комментирует генеральный директор строительно-инвестиционного холдинга «Автобан». — Все ключевые проекты в дорожном строительстве в 2020 году были выполнены точно в срок или досрочно. Благодаря слаженной работе властей всех уровней, от федерального до муниципального, и введению «Транспортного закона» досрочно введены в эксплуатацию ЦКАД и трасса «Таврида», досрочно начали строительство скоростной магистрали М-12 «Москва-Казань». Опережающее финансирование позволило поддержать дорожное строительство, сохранить рабочие места и поддержать экономику регионов России. А либерализация законодательства в строительной сфере позволит дорожно-строительным компаниям и дальше строить современные, удобные и безопасные магистрали с неизменно высоким качеством в более короткие сроки».