Тема беспилотных автомобилей продолжает быть актуальной как для мировых разработчиков, так и для российских специалистов. Так, несколько дней назад министр транспорта РФ Евгений Дитрих сообщил о том, что такие транспортные средства будут тестироваться на ЦКАД.
Глава ведомства также подчеркнул, что для работы беспилотного транспорта будет оборудована не только Центральная кольцевая автомобильная дорога, но и трасса М-11 «Нева». Но насколько безопасно проводить пробные заезды на скоростных хайвеях? Нет ли риска того, что аппарат, не управляемый живым человеком, создаст на дороге аварийную ситуацию?
Пресс-секретарь компании «Беспилотный автомобиль StarLine» Татьяна Парван объясняет: тестирование таких машин на трассах не только не повышает аварийность, но и может считаться гораздо более безопасным местом для проведения тестов. Причина этого кроется в том, что основная задача для создателей беспилотных автомобилей сейчас – научить их прогнозировать поведение водителей рядом с ними. Хайвеи же в этом смысле гораздо более просты – здесь меньше возможных сценариев развития событий. На скоростных шоссе гораздо меньше дорожных знаков, нет светофоров и перекрестков с пешеходными переходами, поэтому основные изменения в транспортном потоке – перестраивание транспортных средств в другой ряд.
«Скорость абсолютно не влияет на сложность движения беспилотника. Уже сейчас такие автомобили передвигаются с разрешенной скоростью. Сейчас как раз основная задача – предсказание поведения других участников дорожного движения. А на трассе это сделать, на мой взгляд, проще. В городе – на светофорах, перекрестках, нерегулируемых пешеходных переходах – возможных сценариев гораздо больше и они богаче», – поясняет Т. Парван.
Однако концепция более простого алгоритма на хайвеях вызывает сомнения у многих экспертов и простых автолюбителей. Все дело в менталитете российских водителей, считает председатель Объединения перевозчиков России Сергей Владимиров. Немало водителей идут на нарушения ПДД даже на высокоскоростных трассах – как раз таких, как «Нева» или ЦКАД. При этом на дороге нередко можно встретить машину, владелец которой практикует нестандартный, а иногда и весьма рискованный стиль вождения как основной. Да и так называемая водительская вежливость у большого числа участников дорожного движения не в почете.
По словам главы ОПР, члены объединения проводили обсуждения по данной теме. Мнения участников беседы оказались «слишком скептическими». Во многом это объясняется тем, что у российских участников дорожного движения отсутствует доверие к автоматическим устройствам. Кроме того, возникают вопросы и к уровню подготовки специалистов, которые будут непосредственно взаимодействовать с такой техникой.
«Есть глобальные сомнения в том, что данная техника имеет специалистов, которые могут подготовить ее к нашим реальным условиям», – подчеркнул председатель ОПР.
В целом идею оборудования двух российских хайвеев под беспилотное движение председатель ОПР расценивает в большей части как некое имиджевое мероприятие для государственного аппарата.
«Судя по тому, что вообще делает наше правительство это, скорее, пиар-акция, что мы сделали беспилотную машину. А в серию вряд ли она запустится, и вряд ли она сможет работать», – считает он.