ВТБ, строительно-инвестиционный холдинг «Автобан» и ГК «Автодор» договорились о рефинансировании старшего долга (заёмных инвестиций) по федеральному концессионному проекту строительства и эксплуатации четвертого пускового участка ЦКАД (ООО «Юго-Восточная магистраль», ЮВМ). На инвестиционной стадии проекта средства были ранее привлечены у синдиката российских и международных банков. Объем выданных ВТБ до 2036 г. средств составил 34,6 млрд руб.
Сделка по рефинансированию синдицированного кредита проекта ЦКАД-4 относится к одной из самых сложно структурированных. Старший долг был предоставлен синдикатом из четырёх банков, акционерное финансирование (младший долг) предоставлено пятью инвесторами (младшими кредиторами), трое из которых являются участниками ЮВМ, а двое одновременно, в том числе ВЭБ.РФ, являются участниками синдиката. При этом между всеми сторонами были заключены соглашения, определяющие многоуровневую субординацию и порядок взаимодействия и расчетов по проекту.
«Сотрудничество с одной из крупнейших дорожно-строительных компаний страны позволяет не только участвовать в реализации амбициозных бизнес-проектов, но и обеспечивать весомый вклад в экономическое развитие в целом. Наиболее ярким подтверждением этому факту стало участие ВТБ в качестве старшего кредитора в масштабном федеральном концессионном проекте строительства и эксплуатации четвертого пускового участка ЦКАД, имеющего важное значение для российской транспортной инфраструктуры», – подчеркнул Руслан Еременко, руководитель департамента регионального корпоративного бизнеса – старший вице-президент ВТБ.
«Мы благодарны всем участникам сложной процедуры финансирования − как синдикату банков – первоначальных кредиторов, включавшему ПАО Сбербанк, Банк ГПБ (АО), ВЭБ.РФ и ЕАБР, так и банку ВТБ, который в итоге провёл для нашего холдинга рефинансирование этого масштабного проекта. Также отмечу, безусловно, ключевую роль государственной компании «Автодор» в организации процесса рефинансирования. Вместе с партнёрами мы еще раз доказали, что рыночные инвесторы, предоставляющие внебюджетное финансирование, готовы максимально идти навстречу государству в условиях снижения профилей рисков проекта – что в целом повышает эффективность концессии и доверия между частным инвестором и государством, и является большим позитивным моментом финансирования инфраструктурных проектов. И самое главное – с помощью банка ВТБ нам удалось оптимизировать издержки проекта ЦКАД-4 и тем самым получить экономический эффект для государства, снизить бюджетную нагрузку на компенсации возмещения частных инвестиций в этом проекте», − отметил Алексей Андреев, генеральный директор АО «ДСК «АВТОБАН».
«Слаженное взаимодействие участников непростой сделки по рефинансированию ЦКАД ПК4 ПАО ВТБ и ДСК Автобан, а также партнерское отношение синдиката банков во главе с ПАО Сбербанк доказало в очередной раз зрелость рынка ГЧП в России и подтверждает доверительные отношения бизнеса и государства в сфере долгосрочных инвестиций в инфраструктуру. Сделка позволила снизить финансовую нагрузку на Проект и повысить эффективность управления инвестициями для участников Государственной компании и концессионера», – прокомментировал Вячеслав Петушенко, председатель правления Государственной компании «Автодор».
Справка
Центральная кольцевая автомобильная дорога (ЦКАД) – самый масштабный дорожно-инфраструктурный проект Московской агломерации и второй по объему инвестиций в России. Открытие состоялось в 2020 г. Трасса проходит по территории Подмосковья в 50 км от МКАД, пересекает 13 федеральных дорог. Протяженность ЦКАД составляет 336 км, из которых на платной основе будут эксплуатироваться 260 км. ЦКАД является первой в России дорогой с системой взимания платы «Свободный поток», которая позволяет двигаться без остановки у рамок оплаты. Разрешенная скорость движения – 110 км/ч.
ООО «Юго-Восточная магистраль» (ЮВМ) – концессионер ЦКАД-4, его соучредителями являются АО «ДСК «Автобан» (50%), РФПИ (40%), ИнфраВЭБ (10%). Компания осуществляла строительство 4-го пускового комплекса ЦКАД и отвечает за его эксплуатацию. Проект ЦКАД-4 стал самым дорогостоящим в рамках строительства всей кольцевой автодороги – общая стоимость комплекса №4 составила 93,8 млрд руб. (из них частные инвестиции – в размере 41,3 млрд руб.). ЦКАД-4 протяженностью около 97 км является завершающим участком ЦКАД. Он проходит по юго-востоку Московской области параллельно Малому бетонному кольцу А-107 и соединяет федеральную трассу М-7 «Волга» с автодорогой М-4 «Дон». ЦКАД-4 строился три года и был запущен в эксплуатацию в 2021 году.