RAexpert.ru. «Эксперт РА» повысил рейтинг компании «АВТОБАН-Финанс» до уровня ruА+

19.08.2023

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» повысило рейтинг кредитоспособности финансовой компании «АВТОБАН-Финанс» до уровня ruА+, прогноз по рейтингу – стабильный. Ранее у компании действовал рейтинг на уровне ruA со стабильным прогнозом.

Повышение рейтинга «АВТОБАН-Финанс» обусловлено хорошими финансовыми результатами 2022 года, ожиданиями агентства в отношении сохранения низкой долговой нагрузки, и рентабельности лучше верхней границы бенчмарков агентства и изменением веса финансового профиля, рассчитываемого агентством, в связи с пересмотром применяемой методологии.

Группа «АВТОБАН» (далее – Группа, «АВТОБАН», Компания) является одной из крупнейших инфраструктурных строительных компаний, оперирующих на территории РФ, осуществляя преимущественно строительство и реконструкцию автомобильных дорог федерального и регионального значения, а также сопутствующих развязок и мостовых сооружений. На текущий момент крупнейшими проектами являются проектирование и строительство двух этапов скоростной автомагистрали М-12 Москва — Казань, а также строительство обхода г. Тольятти в составе международного транспортного маршрута «Европа-Западный Китай». Крупнейшие проекты за последние три года включают строительство 3-го и 4-го пусковых комплексов Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД), работы на трассах М-3 «Украина», М-4 «Дон», М-7 «Волга» и М-8 «Холмогоры», а также работы на ряде региональных автодорог, преимущественно в Западной Сибири.

АО «АВТОБАН-Финанс» входит в группу компаний «АВТОБАН». АО «АВТОБАН-Финанс» является финансовой компанией, созданной в целях привлечения заемного финансирования для группы «АВТОБАН» на облигационном рынке, и не ведет на постоянной основе иной деятельности, помимо связанной с выпусками облигаций. Группа оценивается на основе консолидированной отчетности по стандартам МСФО АО «Инвестиционная строительная компания «АВТОБАН», холдинговой компании Группы, непосредственно контролирующей основные производственные компании Группы: АО «ДСК «АВТОБАН», ОАО «Ханты-Мансийскдорстрой», а также ряд меньших операционных компаний и проектные бюро. Компании группы «АВТОБАН» – консолидирующая АО «Инвестиционная строительная компания «АВТОБАН», и операционные АО «ДСК «АВТОБАН» и ОАО «Ханты-Мансийскдорстрой», являются поручителями и оферентами по облигационным выпускам «АВТОБАН-Финанс». Агентство продолжает устанавливает паритет между рейтингом «АВТОБАН-Финанс» и группой «АВТОБАН».

Оценка бизнес-рисков сдерживается невысокой оценкой устойчивости сектора инфраструктурного строительства к внешним шокам и умеренными барьерами для входа в отрасль. При этом агентство положительно оценивает последовательное развитие рынка инфраструктурных проектов в разных форматах государственно-частного партнерства, что в целом улучшает их финансовую прогнозируемость, стабилизацию правового поля и законодательной базы, в которой они реализуются, а также развитие инструментов их финансирования. Агентство отмечает значительный опыт работы Компании и существенный рост выручки на горизонте последних 5 лет. В 2022г. выручка Компании выросла на 18% г/г. При росте бизнеса Компания продолжает демонстрировать высокие показатели рентабельности – EBITDA margin, в среднем около 15% за последние три года.

Контрактная база позволяет не снижать текущие масштабы бизнеса на горизонте следующих 3-5 лет с учетом эксплуатационной стадии реализации концессионных проектов. Бэклог компании на конец 1 полугодия 2023 года по строительно-монтажным работам и по эксплуатационным работам эквивалентен выручке группы более 3 прогнозных лет, а также подтверждает лидирующие позиции на рынке автомобильного строения по объему контрактной базы. При этом контрактная база характеризуется высокой диверсификацией, доля крупнейшего проекта не превышает 1/3 бэклога, что оказывает дополнительную поддержку рейтинговой оценке. Доля крупнейшего заказчика ГК «Автодор» (ruAA+, стаб.) около 52% в структуре портфеля заказов компании по итогам 1 полугодия 2023 года оказывает незначительную поддержку оценке бизнес-профиля Компании. Строительная отрасль характеризуется высокой конкуренцией и, следовательно, небольшими барьерами для входа, что негативно сказывается на отраслевых рисках компании. При этом Компания входит в тройку крупнейших игроков инфраструктурного строительства, что свидетельствует о высоких рыночных позициях Компании и оказывает положительное влияние на рейтинг.

Для целей оценки агентство продолжает деконсолидировать заемное финансирование проектных компаний, работающих в рамках концессионных соглашений. Эти компании остаются за периметром консолидации, что подразумевает отсутствие регресса по долговым обязательствам проектных компаний в каком-либо виде на операционные компании. Группа не выступает поручителем по обязательствам проектных компаний, финансирование проекта осуществляется за счет привлечения проектного финансирования исходя из требований концессионного соглашения. Оттоки средств операционных компаний на финансирование проекта ограниченными: кроме участия в младшем долге проекта и предоставления поручительств по генеральному подряду по проекту для обеспечения требований банка-гаранта перед проектной компанией, финансирования Группы не предполагается. Агентство отмечает положительный ход реализации крупных транспортных инфраструктурных проектов в разных форматах государственно-частного партнерства (ГЧП), что в целом улучшает их финансовую прогнозируемость, стабилизацию правового поля и законодательной базы, в котором они реализуются, а также развитие инструментов их финансирования, обеспечивая компании исключительную рыночную позицию и конкурентные преимущества. Мажоритарное участие Группы в проектных компаниях-концессионерах позволяет ей обеспечивать лучшие условия генерального подряда, нежели чем если Группа была независимым внешним подрядчиком. Это позволяет ей лучше контролировать уровень рентабельности и получать повышенную долю авансирования, что дает возможность не привлекать дополнительную долговую нагрузку.

На финансовые показатели Группы оказывает влияние волатильность, которая вытекает из-за длительной продолжительности выполняемых работ на объектах и отличающейся рентабельности разных этапов работ, а также особенности учета выручки и себестоимости по строительным контрактам. Агентство оценивает финансовые показатели за четыре года, включая прогнозные периоды, с 2021 по 2024 гг. Компания характеризуется низкой долговой нагрузкой с учетом деконсолидации долговых обязательств, привлеченных в рамках концессионных соглашений. Отношение долга на 31.12.2022 к EBITDA остается ниже 1х и агентство ожидает сохранение показателя по итогам следующих 12 месяцев. Также Компания характеризуется комфортным покрытием процентных платежей, среднее значение EBITDA/годовые процентные платежи на горизонте 2021–2024 гг. в составляет около 4х. Ликвидность также оказывает умеренно-положительное влияние на рейтинговую оценку. Показатель прогнозной и качественной ликвидности были оценены умерено позитивно, Группа имеет невысокий уровень краткосрочного долга и существенный объем свободных лимитов по кредитным линиям. Большая часть выплат по краткосрочному долгу приходится на облигационные выпуски и лизинговые платежи.

Оценка профиля корпоративных рисков оценивается на умеренном уровне. Агентство высоко оценивает прозрачную структуру собственности Компании и информационную транспарентность Компании, связанную с публикацией значительного объема информации в отрытых источниках. В части корпоративного управления Агентство отмечает наличие совета директоров, а также наличие трех независимых директоров в совете директоров.

По данным консолидированной отчетности АО «Инвестиционная строительная компания «АВТОБАН» по стандартам МСФО Выручка по итогам 2022 г. года составила 133 млрд. руб. (111,9 млрд. руб. в 2021 г.), чистая прибыль – 7.5 млрд. руб. (12.4 млрд. руб. годом ранее).

( источник: https://raexpert.ru/releases/2023/aug18b )