Топ-5 российских регионов по объемам инвестиций в дорожное строительство

24.05.2019

Группа компаний «Автобан» составила рейтинг российских регионов-лидеров по объемам инвестиций в дорожное строительство в 2019 году. Лидером 2019 года стала Московская область с общим объемом инвестиций 41 млрд рублей, которые направят на ремонт более 1500 километров дорог. Пятое место заняла Вологодская область, где в 2019 году будет освоено 3,5 млрд рублей, на которые будет отремонтировано и реконструировано 250 километров дорог.

Московская область

Общая протяженность дорожной сети (км): 40 000

Объем инвестиций (млрд руб.): 41

Протяженность дорог, запланированных к новому строительству, ремонту и реконструкции в 2019 г. (км): 1500

Иркутская область

Общая протяженность дорожной сети (км): 31 000

Объем инвестиций (млрд руб.): 7,8

Протяженность дорог, запланированных к новому строительству, ремонту и реконструкции в 2019 г. (км): 300

Курская область

Общая протяженность дорожной сети (км): 18 000

Объем инвестиций (млрд руб.): 7,2

Протяженность дорог, запланированных к новому строительству, ремонту и реконструкции в 2019 г. (км): 520

Республика Татарстан

Общая протяженность дорожной сети (км): 40 000

Объем инвестиций (млрд руб.): 5,4

Протяженность дорог, запланированных к новому строительству, ремонту и реконструкции в 2019 г. (км): 205

Вологодская область

Общая протяженность дорожной сети (км): 30 000

Объем инвестиций (млрд руб.): 3,5

Протяженность дорог, запланированных к новому строительству, ремонту и реконструкции в 2019 г. (км): 250

Общая протяженность дорог Подмосковья — более 40 тыс. километров. Но если с федеральными трассами все хорошо — 92 % уже приведены в нормативное состояние, — то про региональные и муниципальные дороги этого сказать нельзя. В целом дорожная сеть не справляется со стремительно растущим транспортным потоком, многие трассы работают в постоянном режиме перегрузки. Для сравнения: площадь Московской области — 44 тыс. м2, протяженность дорог — 40 тыс. километров, площадь Бельгии — 30 тыс. м2, протяженность дорог — 154 тыс. километров.

Активно приводить в порядок дороги Московской области начали еще в 2012 году, когда была утверждена губернаторская программа «Дороги Подмосковья», и амбициозные планы Подмосковья на 2019 год — продолжение положенного в предыдущие годы задела. Ключевые дорожные проекты в текущем году — это ЦКАД, реконструкция М8 «Холмогоры», путепроводы в Балашихе и Реутове, развязка Волоколамского и Ильинского шоссе, обход Сергиева-Посада и переезды через московские центральные диаметры (МЦД).

Всего в 2019 году планируется привести в порядок 452 региональных и 1506 муниципальных дорог протяженностью свыше 2,4 тыс. километров, из них 1,5 тыс. километров — в рамках национального проекта. В ремонте региональных дорог будет задействовано более 1,1 тысячи единиц техники и порядка 7,5 тысячи рабочих. В программу дорожного ремонта на 2019 год также вошли 619 участков дорог, которые были выбраны жителями на портале «Добродел». Также в текущем году планируется привести в порядок территории 158 медицинских учреждений, 20 автовокзалов, 104 СНТ, обустроить 305 километров тротуаров и провести более 320 километров линий освещения.

Жителям Иркутской области катастрофически не хватает удобных новых дорог: многие населенные пункты до сих пор не имеют круглогодичного сообщения с соседними районами. Итоги предыдущих лет действия национального проекта здесь гораздо скромнее, чем в Подмосковье: за 2017-2018 гг. в нормативное состояние приведено 193 километра дорог. Основные задачи Иркутской области на 2019 год — отремонтировать и реконструировать дороги в Иркутске, Ангарске, Шелехове, Братске, Усолье-Сибирском и на острове Ольхон. Всего в текущем году должно быть отремонтировано 93 участка дорог. В апреле губернатор области Сергей Левченко предложил увеличить дорожный фонд региона еще на 1 млрд рублей, в случае одобрения Иркутского областного Законодательного собрания законопроект вступит в силу.

В Курской области большинство населенных пунктов связаны не только с областным центром, но и друг с другом, однако качество дорожной сети оставляет желать лучшего: всего 35 % дорог региона отвечают нормативным требованиям, в 572 населенных пунктах Курской области нет дорог с твердым покрытием, 64 моста требуют ремонта, а 95 % дорог в населенных пунктах не имеют освещения. Ключевые транспортные коридоры в регионе — федеральная трасса М2 «Крым» и региональные дороги Р-200 «Дьяконово — Суджа» и Р-298 «Курск — Воронеж». С приходом на должность временно исполняющего обязанности губернатора Курской области Романа Старовойта, 2019 год в регионе был объявлен годом дорог. В текущем году новая администрация добилась увеличения финансирования дорог на 40 % по сравнению с предыдущим годом. В планах дорожников — отремонтировать 51 километров улиц в Курске, 35 километров региональных трасс, обеспечить сельские поселения, фермерские хозяйства и агропромышленные комплексы дорогами с твердым покрытием. 677 млн рублей будет инвестировано в реконструкцию проспекта Дружбы в Северо-Западном мкр. Курска, 217 млн рублей пойдет на ремонт проспекта Плевицкой.

В Республике Татарстан дорожная сеть в относительно хорошем состоянии, динамично развивается и обновляется. Так, 1072 км федеральных дорог республики, или 87,9 % их общей протяженности, отвечают нормативным требованиям — это почти на 5 % выше среднего показателя по России. За 2017-2018 гг. дорожники привели в порядок 356 километров дорог, и к концу 2018 г. доля дорог в нормативном состоянии в Казанской городской агломерации составила 81,5 %. Показатель региональных дорог в нормативном состоянии Республикой также уже достигнут — по итогам 2018 года он составил 53,6 %. В 2019 году в рамках нацпроекта в Республике отремонтируют еще 108,3 километров региональных дорог, 47,3 километров улиц Казани, порядка 41 км улиц Набережных Челнов и 9 км улиц Нижнекамска.

В Вологодской области также много лет острая нехватка дорог, связывающих населенные пункты. По сути, по территории области пролегает только три дороги в нормативном состоянии: федеральные трассы М8 «Холмогоры», А-114 «Вологда — Новая Ладога» и А-119 «Вологда — Медвежьегорск». Большинство остальных дорог между селами и деревнями — грунтовые, во время весенне-осенних дождей они становятся непроезжими. Администрация надеется кардинально исправить ситуацию и к 2024 году увеличить долю дорог в нормативном состоянии в Вологодской и Череповецкой агломерациях с 39,7 до 85 %. В 2019 году будет отремонтировано более 29 км автодорог местного значения в Вологодской и Череповецкой агломерациях, а также региональные дороги Вологда — Норобово, Лентьево — Бабаево — Борисово-Судское, Череповец — Белозерск — Липин Бор, Прилуки — Дубровское, Грязовец — Вохтога, Воскресенское — Иванов Бор — Кириллов и Шексна — Сизьма.

«Массовое строительство новых и реконструкция старых дорог жизненно необходимы для поддержания развития логистики и экономики регионов, — комментирует Денис Анисимов, заместитель генерального директора по финансовому развитию и управлению инвестиционными проектами Группы компаний „Автобан“. — Только в Московской области открываются первый в России завод по сборке легковых автомобилей „Мерседес-Бенц“, завод по производству грузовых автомобилей Hino Motors, в апреле строители единовременно заложили фундаменты 50 новых школ, продолжает расти жилая застройка, количество агропромышленных комплексов и промышленных кластеров — такие перемены требуют интенсивного развития и совершенствования дорожной сети. Чтобы дороги перестали быть одной из двух главных бед страны, необходимо как минимум 20-30 лет инвестировать в дорожную отрасль не менее 3 % ВВП, сократить сроки внесения изменений в проектную документацию, вкладывать средства в образование и подготовку квалифицированных специалистов, обеспечить дорожников высококачественными строительными материалами и техникой, модернизировать российскую дорожную спецтехнику».