РСПП. В рамках НРБ обсудили инструменты стимулирования инвестиционной активности

28.02.2023

27 февраля 2023 года в рамках Недель российского бизнеса, организованных Российским союзом промышленников и предпринимателей, состоялся Инвестиционный форум «Инструменты стимулирования инвестиционной активности».

Форум организован Комитетом РСПП по инвестиционной политике, инструментам развития и экспортной поддержке. Модератором форума выступил член Правления РСПП, председатель Комитета РСПП по инвестиционной политике, институтам развития и экспортной поддержке Игорь Вдовин. Форум состоялся при участии представителей органов государственной власти, главы ведущих российских компаний и ключевых институтов развития.

Обсуждались меры по привлечению внебюджетного финансирования в инфраструктурные проекты и стимулирование инвестиционной активности бизнеса в транспортном строительстве.

В приветственном слове к участникам форума Президент РСПП Александр Шохин отметил, что главным способом противодействия санкциям является активизация предпринимательской деятельности, включая инвестиционную. Как показала практика прошлого года, российская экономика способна адаптироваться к изменяющимся условиям, несмотря на появление новых санкций. Безусловно, рыночная экономика, предпринимательская инвестиционная активность, бизнес-сообщества частного бизнеса являются основой экономического развития, невзирая на сложности геополитического характера. В целях регулирования экономики и поддержания инвестиционной активности государства и частного бизнеса, предполагается оптимальное взаимодействие бизнеса и власти. Без такой коллаборации невозможно разумное импортозамещение, создание инфраструктуры экономики и ее переориентация на другие рынки. Президент РСПП подчеркнул тесную взаимосвязь инфраструктурных проектов с технологическим развитием, согласно которой важно, чтобы импортозамещение опиралось на технологическое развитие, а не шло по пути параллельного импорта. Необходимо изучить эффективность применения имеющихся инструментов государственного и частного партнерства и проанализировать угрозы для инфраструктурных проектов. К инструментам обязательного применения относятся возможности банковского сектора, соответствующего финансирования. Немаловажным фактором является и расширение инвесторской базы в инфраструктурном строительстве. Среди альтернативных механизмов необходимо обратить внимание на инфраструктурные облигации и обеспечить их соответствие требованиям высоколиквидных активов. Принимая во внимание динамику изменения ситуации на экономической арене, необходимо быть готовыми дорабатывать или создавать новые инструменты, механизмы и формы взаимодействия, работать на опережение, учитывая все ограничения, вызовы и риски.

Игорь Вдовин подтвердил необходимость готовности к новым вызовам в современных условиях. Кроме того, при поддержке РСПП по инициативе крупнейших банков и инфраструктурных компаний, недавно была создана Ассоциация инфраструктурных инвесторов и кредиторов.

Заместитель председателя Правления по инвестиционной политике госкомпаний «Автодор» Игорь Коваль отметил, что на сегодняшний день внутри компании «Российские автомобильные дороги» уделяется значительное внимание моделированию различных сценариев финансирования и организации строительно-монтажных работ до того момента, когда открываются лимиты в рамках «пятилетки». На текущий момент финализированы технико-экономические обоснования на целый ряд крупных, хорошо подготовленных и готовых к запуску, инфраструктурных проектов с наличием транспортных моделей, пониманием среднесуточной интенсивности. К таким масштабным проектам относятся: Юго-Западная хорда, проект Южного кластера, проект Дальнего обхода Санкт-Петербурга (КАД-2). Масштабная предпроектная работа позволяет снизить определенные риски для потенциальных инвесторов. Кроме того, у банковского сообщества есть ликвидность и желание инвестировать средства в достаточно крупных объемах в транспортные объекты. Ключевая проблема заключается в высоких ставках и механизм гарантирования возвратности тех инвестиций, которые предполагаются со стороны финансового сообщества. Также он отметил, что инвестиции в инфраструктуру дают максимальный эффект инвестиционного спроса по сравнению с другими отраслями – на 1 рубль бюджетных вложений порядка 1,6 рублей эффект на ВВП и 0,15 рублей прямых налоговых поступлений в бюджеты разных уровней, косвенные эффекты от ввода новой скоростной трассы составляют более 30% от стоимости объекта (экономия времени в пути, повышение безопасности дорожного движения, агломерационные эффекты и др.).

Президент Центра экономики инфраструктуры Владимир Косой в своем выступлении рассказал о макроэкономических эффектах и прокомментировал некоторые предложения по механизмам финансирования автодорожных проектов с максимизацией использования внебюджетных средств. Если сейчас произойдет серьезный провал 2023- 2024 года не только в части нового строительства, но и в подготовительных работах и проектировании, то будет наблюдаться серьезный спад в темпах развития ВВП и темпах роста поступлений в государственный бюджет. Бизнесу, экспертному сообществу и государству следует совместно подумать над способами выхода на новые механизмы максимального использования частных инвестиций.

Генеральный директор АО «ДСК «АВТОБАН» Алексей Андреев высказался о преимуществах выполнения работ по концессионным соглашениям. Возможность самостоятельно проектировать и строить в едином контракте по концессионному соглашению дает преимущество оптимизировать проект, а именно, позволяет обеспечить лучшие технологичные решения, влияющие на качество и долговечность дорог, строительство и, впоследствии, их эксплуатацию.

Первый заместитель генерального директора АО «Группа компаний «Нацпроектстрой» Рубен Аганбегян выразил свое мнение о долговечности и качестве строительных объектах: «Чем долговечнее и качественнее построен объект, тем он дает лучше финансовый результат для всех вовлеченных сторон». А наличие концессионного механизма создает серьезную мотивацию и долгосрочную перспективу. Рубен Аганбегян также подчеркнул, что для проектов важно сохранить право воспользоваться разными формами государственной поддержки.

Старший управляющий директор Департамента кредитования ключевых клиентов ПАО «Сбербанк» Константин Песоцкий в своем докладе подчеркнул актуальность привлечения внебюджетных источников финансирования. Инфраструктурные проекты весьма капиталоемкие, в этой связи концессия обходится довольно дорого. Привлечь банковские средства на 90% проекта, учитывая, что тариф ограничен и регулируется государством, представляется сложным. С целью роста объемов внебюджетного финансирования Константин Песоцкий выступил с предложением разработать отдельную программу субсидирования процентных ставок для инфраструктуры.

Первый вице-президент АО «Газпробанк» Алексей Чичканов отметил ряд предложений по стимулированию кредитования инфраструктурного сектора путем предоставления долгосрочного льготного фондирования от ЦБ РФ для инфраструктурных проектов и внедрение механизма хеджирования плавающей ставки.

Заместитель председателя ВЭБ.РФ Юрий Корсун, отмечая актуальность выбора поддерживаемых проектов, обратил внимание на вопрос приватизации. При этом, необходимо учитывать источники финансирования, возможные риски и ликвидность проекта, включающую льготную ставку и доступность длинных кредитов. Заместитель председателя ВЭБ.РФ отметил, что инфраструктура остро нуждается в разработке нового механизма, адаптированного к разработке дорожных проектов в нынешних реалиях.

В Форуме принимали участи и представители власти. Председатель Комитета по финансовому рынку Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Анатолий Аксаков, отмечая важность разумного и эффективного финансирования, подчеркнул необходимость утверждения Правительством таксономии с учетом тех направлений развития экономики, на которые необходимо сделать упор. Заместитель министра экономического развития Российской Федерации Мурат Керефов рассказал о механизме СЗПК (соглашение о защите и поощрении капиталовложений (вид государственной поддержки крупных инвесторов), представляющим собой достаточно универсальный инструмент привлечения частных средств, в том числе, на объекты инфраструктуры под инвестиционные проекты. Возможность включения заемных средств в объем капитальных вложений позволило существенно расширить удобство использования данного механизма. Данный механизм позволяет инвестору компенсировать затраты на строительство объектов инфраструктуры. Аудитор Счетной палаты РФ Дмитрий Зайцев выступил с пожеланием к Министерству экономического развития осуществить сбор инвестиционных проектов с целью обеспечения актуального прогноза целевого сценария, включающего все инициативы, подлежащие финансированию, а также инструменты финансирования. Он также подчеркнул важность договоренности в отношении общей схемы работы государства и бизнеса, отметил ряд требований институционального характера.

Советник экономического Департамента коллективных инвестиций и доверительного управления Валерий Красинский рассказал о негосударственных пенсионных фондах. Принят ряд стимулирующих мер, направленных на увеличение инвестиций негосударственных пенсионных фондов в инфраструктурные проекты. В этой связи подготовлена соответствующая регуляторная база. Управляющий директор УК Лидер Сергей Кербер, отметил достаточно активную позицию Центрального банка на показатели доходности. Он также выразил поддержку в отношении субсидирования процентных ставок по инфраструктурным проектам. Выступил за необходимость наличия источника мезонинного финансирования.

В завершение дискуссии было отмечено, что в условиях продолжающейся экономической нестабильности, крайне важно наряду с мерами экономического характера обеспечить эффективное взаимодействие бизнеса и власти.

Недели российского бизнеса (НРБ) проходят с 8 февраля по 14 апреля 2023 года. НРБ – ключевое мероприятие, на котором формируются и обсуждаются предложения по актуальным направлениям взаимодействия государства и бизнеса. ТАСС, «Интерфакс», «Коммерсантъ», РБК, «Известия» и «Регионы России» в 2023 году выступают как генеральные информационные партнеры Недель. Генеральный радиопартнер НРБ-2023 – Business FM.

Источник: https://rspp.ru/events/news/v-ramkakh-nrb-obsudili-instrumenty-stimulirovaniya-investitsionnoy-aktivnosti-63fde941d3e40/