Строительно-инвестиционный холдинг «Автобан» составил рейтинг наиболее значимых событий, которые определили, чем и как жила российская строительная отрасль в 2021 году. По итогам аналитического анализа в рейтинг вошли увеличение себестоимости, Постановление Правительства РФ №1315, рекордный рост объемов строительства, столь же рекордный объем инвестиций и упрощение госрегистрации завершенных строительством объектов.
1. Инвестиционная себестоимость капитального строительства по итогам 2021 года выросла в среднем на 20%. Тенденция не новая – из-за явного дефицита предложения небывалый рост цен абсолютно на все строительные материалы начался еще в 2020 году и продолжился в году текущем. Дефицит, в свою очередь, образовался из-за резкого роста спроса, в том числе отложенного спроса, сформировавшегося за предшествующий период пандемии, из-за разрыва цепочек поставок по всему миру и резкого оттока рабочих рук со строительных площадок. В России рост спроса подтолкнули также льготная ипотека, Национальные проекты «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры», «Жилье и городская среда». В результате в 2020 году некоторые виды стройматериалов подорожали в 2-3 раза, такого не было даже когда российский рубль обрушился по отношению к доллару, евро и другим мировым валютам. В текущем году галопирующий рост цен продолжился: металл и битум подорожали на 70%, сталь — на 55%, лакокрасочные материалы — на 35%, железобетонные бордюры — на 25%, песок и бетонные смеси – на 10%. Ценники на стройматериалы менялись так быстро и так часто, что удручающая ситуация попала в поле зрения Президента Российской Федерации. На заседании Совета по стратегическому развитию и нацпроектам Владимир Путин заявил о необходимости создать механизмы контроля цен на стройматериалы.
2. Цену контракта можно повысить на 30% — но не всегда и не всем. Постановление Правительства РФ №1315 от 9 августа 2021 г. стало самым громким и самым долгожданным событием в нормативной сфере российского строительного комплекса. Оно во многом позволит поддержать строительные компании и смягчить негативные последствия бурного роста цен на стройматериалы. Однако пересчитать стоимость контракта можно только при выполнении ряда условий:
контракт должен быть заключен до 1 июля 2021 года
Контракт должен быть заключен на срок не менее одного года
цена контракта должна составлять 1 млн рублей и выше
обязательства по контракту на дату заключения соглашения об изменении стоимости не исполнены;
есть документально обоснованное предложение подрядчика о корректировке;
корректировка в пределах лимитов бюджетных обязательств и не увеличивает срок исполнения контракта или его цену более чем на 30%;
объемы работ, конструктивные, организационно-технологические и другие решения не меняются;
размер увеличения цены определен по итогам повторной госэкспертизы проектной документации в части проверки достоверности сметной стоимости строительства – для контрактов с ценой 100 млн руб. и выше.
Постановление №1315 поможет довести до завершения начатые госконтракты. Действие постановления распространяется на федеральных заказчиков, являющихся стороной контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству для обеспечения Федеральных нужд, и включенных в перечень, однако Правительство рекомендует учитывать новшества также региональным и муниципальным госзаказчикам, а также заказчикам, работающим по Закону N 223-ФЗ.
3. Рекордный объем строительства. «Второй год подряд, несмотря на коронавирус и все сложности, связанные с этим, мы перевыполняем планы по дорожному строительству. На сегодня в физическом объеме мы все планы уже перевыполнили, так же, как и в 2020 году», — заявил вице-премьер РФ Марат Хуснуллин.
Парадоксально, но факт: на фоне продолжающейся эпидемии коронавируса, дефицита стройматериалов и резкого роста себестоимости, строительный рынок не только не ушел в стагнацию, но и продемонстрировал небывалую активность. Объемы строительства нового жилья, метро, дорог, развязок, мостов побили все исторические рекорды. Дорожники в 2021 году построили, реконструировали и отремонтировали 5,7 тыс. объектов общей протяженностью более 16,5 тыс. километров, причем 400 объектов строители сдали досрочно. Площадь укладки только верхнего слоя асфальтобетона составила 130 млн квадратных метров — этого хватило бы, чтобы полностью заасфальтировать почти всю территорию княжества Лихтенштейн или Маршалловых островов. А всего за три года действия Нацпроекта БКАД дорожники обновили 50 тыс. километров автотрасс.
Дорожные стройки века 2021 года — ЦКАД, скоростная магистраль М-12 «Москва – Казань» и обход Тольятти. ЦКАД был сдан в эксплуатацию в июле 2021 года и стал первой российской цифровой магистралью. Автомобилистов ожидает 4 полосы технической категории IА, по две полосы в каждом направлении, с расчетной скоростью движения 140 км/ч. Интеллектуальная транспортная система ЦКАД включает Центральный Пункт Управления (ЦПУ), систему взимания платы «свободный поток», 76 детекторов транспортного потока, 71 видеокамеру АСУДД и 7 метеостанций. М-12 «Москва – Казань» и обход Тольятти входят в международный транспортный коридор «Европа — Западный Китай». По заявлению премьер-министра Российской Федерации Михаила Мишустина в ближайшие три-четыре года М-12 и будет самым масштабным дорожным проектом России, имеющим особое значение для всего евразийского пространства. Суммарный прирост внутреннего регионального продукта в регионах прохождения магистрали к 2050 году составит более 500 млрд рублей. Прямое соединение двух стремительно растущих мировых центров – Китая и Западной Европы – включает Россию в один из самых влиятельных международных коридоров. Он станет реальным конкурентом торговым маршрутам через Суэцкий канал и навсегда изменит карту мировых грузопотоков, станет удобной альтернативой перегруженному железнодорожному пути, придаст колоссальный импульс развитию логистики, инфраструктуры и деловых связей Евразийского континента.
4. Рекордный объем инвестиций. Главной причиной ударного темпа строительства дорог стал рекордный объем инвестиций. Дороги окончательно перестали финансировать по остаточному принципу: в рамках Нацпроекта БКД в 2021 году Правительство РФ дополнительно направило 166 млрд рублей на строительство и ремонт дорог в регионах. Еще один транш объемом 100 млрд рублей из федерального бюджета будет направлено на дорожное строительство региональных и местных дорог на 2022 и 2023 гг. Инвестиции будут направлены равными частями —по 50 млрд рублей в год. Деньги получат все регионы России, кроме Москвы. Дополнительное финансирование, как отметил премьер-министр Михаил Мишустин, позволит привести в нормативное состояние 3 тыс. километров автодорог, и реализовать два десятка значимых для регионов проектов дорожной инфраструктуры, включая строительство и реконструкцию мостов и крупных транспортных развязок. Общая сумма финансирования, предусмотренная для Нацпроекта БКД до 2030 г., превышает 3,7 триллиона рублей.
5. Упрощенная государственная регистрация завершенного строительством объекта. Эта, несомненно, позитивная для всех строителей новость пришла как подарок — под самый Новый год. 7 декабря Президент России Владимир Путин подписал закон, который позволяет застройщикам получать все необходимые для госрегистрации услуги и документы в режиме одного окна, подав всего одно заявление. Теперь застройщику больше не нужно подавать заявление в Росреестр о регистрации права собственности — уполномоченный орган власти одновременно направит заявление о кадастровом учете и о регистрации права собственности застройщика. Правда, под действие полезного нововведения не попадают многоквартирные дома, построенные с привлечением средств дольщиков и жилищно-строительных кооперативов. Этот закон стал естественным продолжением целого ряда других законов, принятых в 2020 году для сокращения избыточных бюрократических процедур.