Сегодня Госдума РФ приняла в третьем чтении поправки к законопроекту “О распространении практики строительства объектов транспортной инфраструктуры на иные виды объектов инфраструктуры”.
Их первая редакция вызвала резкую критику парламентариев и общественников. Экологи высказывали озабоченность, что двойственность толкования некоторых формулировок может изменить охранный статус особо охраняемых природных территорий (ООПТ), особенно озера Байкал и сельхозземель.
Однако после доработок уже ко второму чтению стало понятно, что на охранный статус Байкала законопроект не повлияет. Документ регламентирует упрощение процедур в части разрешений на стройку, а также нормативы прокладки инженерных и магистральных сетей для государственных инфраструктурных объектов. Это в целом сильно сократит сроки строительства – считают эксперты.
Основные копья в первой редакции законопроекта ломались вокруг ООПТ и, в частности, статуса озера Байкал, при этом наибольшую озабоченность высказывало экологическое сообщество. Впрочем, уже во втором чтении все двойственные формулировки были исключены, и четко обозначено сохранение особого режима ООПТ, сельхозземель и Байкальской природной территории. Строительство на таких территориях возможно только с учетом требований к режиму соответствующих земельных участков. В последней версии законопроекта четко обозначено, что строительство и реконструкция других транспортных объектов, кроме Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, строго запрещено.
Всего было внесено порядка двух десятков поправок, появился закрытый перечень инфраструктурных объектов, допущенных для строительства по упрощенному регламенту, – все они касаются государственных, а не частных строек. Прежде всего, речь идет о расширении Транссибирской магистрали и строительстве двух веток вместо одной на отрезке БАМа, увеличивающих пропускную способность главных железнодорожных путей страны, а также о проведении дорог, линий электропередачи, трубопроводов и других инфраструктурных объектов для обеспечения жизнедеятельности местного населения и развития внутреннего туризма.
“Никакой хаотичной жилой застройки, никаких бесконтрольных захватов территорий не будет. Байкальская природная территория четко определяется законом “Об охране озера Байкал”, и его центральная экологическая зона защищена очень жестко – там нельзя практически ничего”, – уверяет Роман Пукалов, эколог, директор природоохранных программ Общероссийской общественной организации “Зеленый патруль”.
Не отменяет новый законопроект и госэкспертизу: все три процедуры – государственная, историко-культурная и экологическая – объединяются и будут проводиться одновременно. Это отмечают и парламентарии. “Насколько я понимаю, все требования, которые были и которые связаны с сохранением культурных и экологических требований, остаются”, – считает депутат Госдумы VII созыва, председатель комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев. Кроме того, все природоохранные мероприятия в границах построенной инфраструктуры обязаны будут соблюдаться.
Однако тема Байкала и природоохранных зон, вокруг которых было больше всего дискуссий, в этом законе не главная. Основная суть законопроекта – сокращение инвестиционно-строительного цикла объектов посредством уменьшения сроков на получение разрешительной документации на стройку и возможность получения дополнительной прибыли для государства – курс, заданный президентом и председателем правительства РФ.
Николай Николаев, считает, что “сейчас политика минстроя и правительства в целом такая, что они стремятся во всех этих процедурах как можно больше сократить сроки принятия решений прохождения всех этапов строительства. А данный законопроект как раз направлен на это”.
В законопроекте также уточнено понятие исчерпывающего перечня документов, необходимых застройщику для строительства объекта, и введен запрет требовать документы, находящиеся в распоряжении органов государственной власти, местного самоуправления и прочих организаций. “Вносимые изменения позволят обеспечить запуск приоритетных инфраструктурных проектов по модернизации и расширению объектов инфраструктуры опережающими темпами”, – считает Надежда Барачина, генеральный директор СК “Неометрия”.
По аналогии с двухлетним опытом применения “транспортного” федерального закона, действующего в стране с 31.07.2020 г. и уже продемонстрировавшего возможности ускорения цикла строительства на год и больше, новые поправки ускорят сооружения дорог и инфраструктуры, связанной с жизнеобеспечением россиян. Однако эксперты предупреждают, что для строительного рынка без системных инвестиций и кредитов по льготным ставкам экономия цикла проекта в общей финмодели недостаточна.
“Если сейчас весь пакет документов с внесением проекта планировки территории (ППТ) и правил застройки территории (ПЗЗ) можно разработать и получить за год-полтора, то с внесением поправок срок, допустим, сократится до трех месяцев, то есть на год. Но это позволит сэкономить вложения на документацию”, – считает Ольга Гусева, эксперт Института развития строительной отрасли.
Быстрое принятие в третьем чтении законопроекта даёт зелёный свет строительству новых масштабных инфраструктурных проектов, которые в конечном счёте позволят решать не только экономические, но и социальные задачи в масштабе всей страны.