Стабильность и развитие компании во многом зависят от действий финансового директора. Он должен видеть сигналы об опасности и реагировать на них. Юлия Штрек, CFO группы компаний “Автобан”, – о том, что это могут быть за сигналы
В 2021 году многие финансовые директора в России выразили обеспокоенность в связи со сложностями, с которыми столкнулись их компании. Cложностей множество: экономические перспективы, колебания курса валют, сокращение спроса, усиление государственного регулирования предпринимательской деятельности, геополитические риски, дефицит капитала и специалистов (данные Deloitte). Этот список далеко не закончен. Финансовый директор должен предельно внимательно относиться к любому негативному сигналу. Расскажу о тех сигналах, которым уделяю особое внимание я.
1. Накопление дебиторской задолженности
Два самых тревожных сигнала для финансового директора – увеличение дебиторской задолженности и приближение сроков ее просрочки. Задача CFO – выстроить такую систему сбора данных, которая позволит заметить эти сигналы и отреагировать до того, как ситуация станет безнадежной. Центральный элемент такой системы – инструмент оценки контрагентов и рисков, связанных с их деятельностью. Как проверять контрагентов, сказано уже предостаточно. Выполнить такую проверку способен любой грамотный специалист. Я лишь отмечу, что самая частая ошибка компаний – однократность проверки. Финансовое положение контрагента может в любой момент радикально измениться в худшую сторону. Поэтому мониторить состоятельность контрагентов надо регулярно. Мелкие компании не сложно проверять с помощью автоматизированных сервисов хоть каждый месяц, крупные – по крайней мере раз в год.