Национальный центр государственно-частного партнерства (ГЧП) подсчитал, что из-за замедления экономики и ослабления рубля потери этой отрасли до конца года могут составить 47 млрд руб. На фоне других проблем в экономике ситуация с ГЧП-проектами критической пока не выглядит, однако эксперты центра в соответствии с общим трендом на запрашивание помощи у государства все же предлагают поддержать инвесторов налоговыми льготами и послаблениями по кредитам.
Возможные потери сферы ГЧП от эпидемии коронавируса в России в этом году оценены в 47 млрд руб.— исходя из риска повышения капитальных затрат инвесторов, роста курса валют и недополучения выручки на эксплуатационной стадии по причине снижения платежеспособного спроса. По оценкам экспертов Национального центра ГЧП, в группе риска сейчас оказались 360 реализуемых проектов. Наибольшими потерями могут обернуться проекты в сфере ЖКХ — 28,4 млрд руб. на 130 проектов (при этом стоимость их реализации может увеличиться на 24,6 млрд руб.) и на транспорте — по 53 проектам убытки могут составить 18,2 млрд руб., удорожание — 40,9 млрд.
Для поддержки проектов эксперты предлагают смягчить порядок изменения условий концессионных соглашений. В частности, расширить перечень оснований для согласования изменений антимонопольной службой, включив в него снижение курса рубля более чем на 15% в течение определенного периода времени и сокращение собираемости платежей по независящим от концессионера причинам. Среди других предложений — налоговые послабления, предоставление трансфертов из федерального бюджета на софинансирование новых региональных и муниципальных проектов. Также предложено ввести кредитные каникулы и льготные программы кредитования для стимулирования запуска новых проектов.
Отметим, что на общем фоне заявленные потери ГЧП-проектов не выглядят критичными — в действительно пострадавших отраслях суммы значительно большие. Например, по данным Ростуризма, российская индустрия туризма несет убытки в объеме не менее $4 млрд ежеквартально. Как показала недавняя онлайн-дискуссия «Кризис и инфраструктура: стоит ли сокращать расходы на инфраструктурные проекты», пока ситуация на рынке ГЧП выглядит относительно стабильной. К примеру, замглавы минэкономики Самарской области Олег Майоров сообщил, что начатые проекты ГЧП пока не свернуты, проблемы по большей части есть на прединвестиционной стадии: инвесторы введенными из-за коронавируса ограничениями пытаются обосновать невозможность выполнения условий концессионного соглашения. Проекты, заявленные накануне введения ограничений, можно считать отложенными — конкурсы по ним пришлось продлить. Сами инвесторы основные риски пока видят в возможном удорожании материалов и в повышении стоимости кредитов — так, заместитель гендиректора по финансовому развитию и управлению инвестпроектами ДСК «Автобан» Денис Анисимов сообщил, что по одному из «крупных проектов получили ходатайство об увеличении стоимости заемных денег, несмотря на снижение ставки рефинансирования».
РСПП и Минфин предлагают правительству думать о новых инвестициях. Насколько реализуемы предложенные экспертами меры, пока судить сложно. В Минфине на запрос “Ъ” не ответили. Напомним, по состоянию на конец 2019 года объем рисков, уже принятых на себя бюджетной системой по соглашениям о ГЧП и концессиях, уже оценивался ведомством в огромную сумму — 3 трлн руб. Из-за отсутствия реестра забалансовых обязательств ГЧП уже становилось предметом спора в рамках подготовки законопроекта о соглашениях о защите и поощрении капиталовложений (см. “Ъ” от 23 декабря 2019 года). Дальнейшая судьба этого механизма будет решаться осенью.
Источник: https://www.kommersant.ru/doc/4336746