В самое кровопролитное военное время приказом НКВД СССР №0114 от 01.04.1943 г. было создано Управление дороги Горький-Казань для ремонта и содержания одноименной трассы. Для коренного перелома в войне жизненно необходимо было надежно связать два крупнейших военно-промышленных центра Поволжья между собой, а также обеспечить их связь с Москвой.
Со времен присоединения к России Казанского ханства дорога Москва – Казань существовала как грунтовый тракт. Это была часть печально известной «Владимировки», по которой перегоняли по этапу каторжных и ссыльных в поселения в дальней Сибири. Все благоустройство трассы состояло из почтовых станций для ямщиков да “этапных пунктов” – острогов, где каторжники останавливались на ночлег.
К началу Великой Отечественной Войны дорога имела твердое покрытие только в границах населенных пунктов, между городами оставалась все та же вековая грунтовка.
Постановлением Совета народных комиссаров СССР был определен объем строительных работ со сдачей всей дороги к 1 декабря 1943 года. Учитывая крайне жесткие сроки ввода дороги в эксплуатацию, проектирование и строительство велись одновременно.
В пределах Чувашской АССР работы по проектированию производились проектно-изыскательским отделом «Управления строительства военной дороги № 4 Гушосдора НКВД СССР». Группа проектирования входила в состав производственно-технического отдела Управления дороги Горький – Казань НКВД СССР, а позже преобразовалась в Чебоксарское проектно-сметное бюро. В 2023 году оно отметит 80 лет.
Конечно, задача была выполнена, дорога построена и сдана в срок, внеся свой вклад в нашу великую победу. А Проектно-сметное бюро продолжает работать и проектировать дороги и в настоящее время – в составе холдинга «Автобан».