Алексей Андреев: ни одну страну невозможно закрыть в рамках натурального хозяйства

28.04.2022

26 апреля делегация строительно-инвестиционного холдинга «Автобан» приняла участие в Форуме «Инфраструктурное строительство. Курс на импортозамещение», организованном Национальной ассоциацией инфраструктурных компаний (НАИК) при поддержке ГК «Автодор». В центральной сессии Форума приняли участие заместитель председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин, президент РСПП Александр Шохин, первый заместитель Председателя Правления по инвестиционной политике ГК «Автодор» Игорь Коваль, председатель Совета НАИК Игорь Вдовин, генеральный директор АО «ДСК «Автобан» Алексей Андреев и другие представители власти, профильных ведомств и ведущих предприятий инфраструктурного строительства.

Исчерпывающую информацию о сложностях и перспективах российского импортозамещения представили директор по производству строительно-инвестиционного холдинга «Автобан» Алексей Андреев и директор по производству холдинга Александр Эфа.

Алексей Владимирович обратил внимание участников на то, что зарубежная техника объективно по большинству параметров лучше отечественной, а доля российской техники в дорожном строительстве по-прежнему не превышает 30%. И если наши катки и грейдеры еще могут составить какую-то конкуренцию импортным машинам, то российских и даже китайских аналогов многих видов погрузчиков, перегрузчиков асфальта, ресайклеров просто не существует. Крупные строительные компании практически на всех проектах используют импортную технику. Особенно большим спросом благодаря высокой надежности зарубежная техника пользуется в регионах, отдаленных от производственных и логистических баз. Российская техника не может составить ей достойную конкуренцию, поскольку ей постоянно требуется замена узлов, агрегатов и другие виды ремонтов. Поэтому напрашивается неутешительный вывод: в одночасье отказаться от зарубежной техники российские строители не смогут, заменить ее российским компаниям нечем.

Александр Эфа отметил, что поставки китайской техники не стали мгновенной панацеей. «Закупки дорожно-строительной техники в Китае, к которым призывают перейти многие российские федеральные чиновники, осложнены проблемами логистики, — пояснил директор по производству строительно-инвестиционного холдинга «Автобан» Александр Эфа. — Нас призывают работать с Поднебесной, но там проблемы с коронавирусом и логистикой. Купить там технику не проблема, а вот привезти ее оттуда – очень даже непросто: все порты Китая забиты грузовыми судами и их обслуживание идет крайне медленно».

Помимо техники в России нет отечественных аналогов многих строительных материалов. Например, даже краску для окрашивания конструкций мостов и путепроводов российские строительные компании закупали импортную – российские аналоги по-прежнему менее качественные и долговечные.

С сожалением приходится констатировать, что предыдущая программа импортозамещения в строительной сфере полностью провалена.

«Я в воскресенье смотрел телевизор, там оптимистично рассказывали, как мы начали собственное изготовление малогабаритных бутылок, — делится мыслями о состоянии импортозамещения Алексей Андреев. — Показывают мне это по телевизору LG, для которого сняли на камеры Sony, производственная линия импортная, и только сами бутылки — наши».

По мнению Алексея Андреева, для реального импортозамещения должна быть принята комплексная программа на уровне Правительства РФ. Заниматься этим должны ни чиновники, ни казначейства, а высококвалифицированные специалисты с качественным профильным образованием и многолетним опытом реальной, а не бумажной работы в строительной сфере.

Вместе с тем глава холдинга «Автобан» далек от мысли, что импортозамещение российский стройкомплекс проиграл безвозвратно. Возможности для программы Импортозамещение 2.0 все еще есть, но для этого нужно три жизненно важных элемента: много денег, много времени и безупречно четкое планирование.

«В двадцать первом веке ни одну страну при всем желании невозможно закрыть в рамках натурального хозяйства, — подводит итог Алексей Андреев. — Конечно, большинство отсутствующих позиций мы закроем китайскими, индийскими, корейскими или другими аналогами, однако это требует времени. Жизненно важно наращивать инвестиции не только в производство российской техники, но и в науку, профильные институты и университеты, инновационные исследования и полигоны. Посмотрите на отечественную научную базу — она разрушена. В российскую науку нужно вкладывать, в высшее образование нужно вкладывать. Если сейчас мы не обеспечим приток отечественных высококвалифицированных специалистов, точка невозврата будет пройдена. И жизненно необходимо прозрачное, надежное планирование. Каждый строитель должен знать, к какому году какие отечественные аналоги будут на рынке, и исходя из надежных данных планировать производство и развитие бизнеса».

Справка: Форум «Инфраструктурное строительство. Курс на импортозамещение», организованный Национальной ассоциацией инфраструктурных компаний (НАИК) при поддержке ГК «Автодор» принял более 400 участников, в числе которых представители власти и ведущих предприятий в области инфраструктурного строительства. Среди ключевых спикеров форума «Инфраструктурное строительство. Курс на импортозамещение»: заместитель председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин, президент РСПП Александр Шохин, первый заместитель Председателя  Правления по инвестиционной политике ГК «Автодор» Игорь Коваль, председатель Совета НАИК Игорь Вдовин, генеральный директор АО «ДСК «Автобан» Алексей Андреев, председатель Совета директоров АО «Новосибирскавтодор» Дмитрий Пингасов, генеральный директор АО «Мостострой-11» Николай Руссу и  другие. Участники обсудили меры поддержки дорожно-строительной отрасли и перспективы её развития в условиях новых экономических вызовов. Основными темами мероприятия стали: реализация Антикризисной программы поддержки строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства; исполнение Плана мероприятий (дорожная карта) по совершенствованию правового регулирования в сфере транспортного строительства; меры сдерживания роста цен на строительные ресурсы, а также замещения импортного оборудования и техники на российские аналоги.