(?) Алексей Владимирович, что Вас лично связывает с ГК «АВТОБАН»? Сколько лет компания присутствует на дорожно-строительном рынке?
— История компания перешагнула 50-летний рубеж, и это показательное достижение. «АВТОБАН» вырос и стал одним из лидеров рынка благодаря людям — настоящим энтузиастам и профессионалам своего дела. Я, например, после четвертого курса МАДИ ездил со стройотрядом в Когалым. Мы работали по 14—16 часов в сутки, но это не помешало бесконечным сибирским просторам с запахом тайги запасть в душу. И тогда же я решил, что вернусь и буду здесь работать. Спустя два года после окончания МАДИ я покинул столицу, работал в Нижневартовске, Мегионе, Сургуте. Сначала инженером, потом прорабом, затем начальником участка и начальником управления. Уже тогда пришло понимание, что в самостоятельном плавании свои идеи, планы и мечты я смогу реализовать гораздо эффективнее.
(?) У холдинга горизонтальная, вертикальная или диверсифицированная структура?
— Сейчас «АВТОБАН» — диверсифицированный холдинг. Ключевым направлением было и остается строительство дорог, но, помимо дорог, мы занимаемся проектированием и инжинирингом, реализацией проектов государственно-частного партнерства (ГЧП), эксплуатацией дорог, автотранспортными услугами, строительством мостов, жилых домов, школ и детских садов, операциями с ценными бумагами. Что касается дорожного строительства, мы придерживаемся правила, что каждым делом должен заниматься профессионал. Не стоит пытаться собственными силами выполнить каждый вид строительно-монтажных работ. Во-первых, на рынке всегда найдутся специализированные узкопрофильные компании, которые выполняют свой фронт работ быстрее и лучше. Во-вторых, у нас есть ряд проверенных подрядчиков, которые в течение многолетнего партнерства неоднократно доказывали свой профессионализм и надежность. «АВТОБАН» сосредотачивается на инжиниринге и управлении проектами, доверяя отдельные участки работ профессионалам.
(?) Какую долю рынка занимает сейчас «АВТОБАН»?
— Общий объем инвестиционного портфеля, включая ГЧП-контракты, — это 250 миллиардов рублей, занимаемая доля дорожно-строительного рынка — порядка 8%. Основной заказчик — ФДА «Росавтодор» и ГК «Автодор». Производственные мощности и парк дорожно-строительной техники позволяют строить и реконструировать 200 километров автомагистралей высшей категории ежегодно. В 2018 году мы построили и реконструировали 190 километров федеральных и региональных дорог, из них 46 километров — по ГЧП-контрактам. Что касается ГЧП-проектов, то в 2018 году холдинг вложил в них более двух миллиардов рублей собственных средств и привлек более 20 миллиардов рублей частных инвестиций и заемного финансирования.
(?) Назовите ключевые проекты на сегодняшний день.
— На сегодняшний день это ЦКАД-3 и ЦКАД-4 — спасательный круг для Москвы и включение России в главные международные коридоры. Это реконструкция федеральной трассы М-8 «Холмогоры», которая превратится в скоростной 8-полосный АВТОБАН до 35 километра. Это федеральные трассы М-1 «Беларусь», М-3 «Украина», М-4 «Дон», М-5 «Урал», М-7 «Волга», М-11 Москва — Санкт-Петербург, которые мы построили в сотрудничестве с ФДА «Росавтодор» и Госкомпанией «Автодор».
Если суммировать все проекты, то в прошлом году «АВТОБАН» выполнил строительных работ на 56 миллиардов рублей и выиграл три тендера на 86 миллиардов рублей. За реализацию ЦКАД-3 «АВТОБАН» получил две премии Евразийского Банка Развития (ЕАБР) — «За лучший проект ГЧП» и «За лучшую сделку синдицированного финансирования». Опыт ГК «АВТОБАН» — хороший стимул для развития рынка ГЧП, учитывая, что это первый проект дорожной инфраструктуры, в котором приняли участие сразу три крупных банка — Сбербанк, Газпромбанк, ЕАБР. Международное рейтинговое агентство Moody’s подтвердило корпоративный рейтинг «АВТОБАН-Финанс», входящей в состав Группы компаний «АВТОБАН», на уровне B1, «Эксперт РА» — на уровне ruA со стабильным прогнозом, АКРА — на уровне BBB+ с прогнозом «позитивный». В рейтинге РБК «500 крупнейших компаний России» «АВТОБАН» по сравнению с прошлым годом поднялся на 67 позиций — с 332-го на 265-е место, а в рейтинге RAEX 600 на 112 позиций — с 484-го на 372-е место.
Алексей АНДРЕЕВ: «Общий объем инвестиционного портфеля ГК «АВТОБАН» составляет 250 миллиардов рублей, занимаемая доля дорожно-строительного рынка — порядка 8%. Производственные мощности и парк дорожно-строительной техники позволяют строить и реконструировать 200 километров автомагистралей высшей категории ежегодно»
(?) Говоря о ГЧП-контрактах: как обстоят дела с трассами ЦКАД-3 и ЦКАД-4?
— На ЦКАД-3 на 80—90% выполнены работы по устройству дорожной одежды, ведется строительство искусственных сооружений, обустройство дороги. Всего на стройке заняты 24 подрядные организации общей численностью более 2 700 человек и более 400 единиц дорожно-строительной техники, машин и механизмов.
Строительные работы на ЦКАД-4 были начаты в апреле 2018 года. За год было построено четыре магистральных и пятнадцать распределительных газопроводов, кольцевой нефтепродуктопровод Московской области, более ста линий электропередачи и прочее. Кроме того, была проведена оптимизация проекта в части принятых ранее схем транспортных развязок, протяженности и количества мостовых и искусственных сооружений, водопропускных труб, устройства более технологичной и долговечной конструкции дорожной одежды. Сейчас активность строительно-монтажных работ растет, и в целом они носят плановый характер. На объекте занято 17 строительных организаций численностью 1 350 человек и практически 770 единиц дорожно-строительных машин и механизмов.
(?) Вы согласны с устоявшимся выражением, что дороги — это одна из двух острых проблем России? Когда, по-вашему, она перестанет быть актуальной?
— Необходимо в течение как минимум 20—30 лет инвестировать в дорожную отрасль не менее 3% ВВП, сократить сроки внесения изменений в проектную документацию, вкладывать средства в образование и подготовку квалифицированных специалистов, обеспечить дорожников высококачественными строительными материалами и техникой, модернизировать российскую дорожную спецтехнику. Необходимо установить прозрачные правила игры в сфере ГЧП-проектов. Сейчас этот рынок только формируется: меняются и редактируются законы и подзаконные акты, требования к участникам и их взаимодействию. На сегодняшний день всем дорожно-строительным компаниям расслабляться рано: если федеральные и отчасти региональные дороги приведены в порядок, то многие местные дороги остаются в ужасном состоянии. К счастью, в течение последних шести лет «дорожный вопрос» понемногу выправляется. Если в 2012 году в нормативном состоянии находилось всего 20% федеральных и менее 40% региональных трасс, то к началу 2019-го реконструировали и отремонтировали почти 85% федеральных и 65% региональных дорог.
(?) Каковы планы ГК «АВТОБАН» на ближайшее будущее?
— Мы планируем усиливать инжиниринговые компетенции компании, сосредотачиваясь на проектном управлении и привлекая высокопрофессиональных подрядчиков. Это выгодно компании и повышает качество проектов для заказчиков. Мы намерены активно принимать участие в развитии магистральной инфраструктуры. Ускоренное развитие транспортной инфраструктуры входит в основные приоритеты федеральных властей — в марте прошлого года Президент России озвучил намерение удвоить инвестиции в дорожное строительство до 11 триллионов рублей. К 2020 году планируется построить 18 тысяч километров новых федеральных дорог — это без учета регионального и местного дорожного строительства. Кроме того, российская дорожная инфраструктура фундаментально недофинансирована. В ряде регионов до сих пор нет круглогодичного сообщения. Мы продолжим вносить свой вклад в развитие рынка ГЧП-проектов. При сложившемся дефиците дорог и социально значимых объектов ни государство, ни бизнес не потянут такие расходы в одиночку. Государственно-частное партнерство — это реальный механизм для выхода из сложившейся ситуации.