Алексей Андреев выступил на пленарной сессии форума “Строим Россию!” в Москве

02.07.2024

Генеральный директор холдинга “Автобан” Алексей Андреев принял участие в пленарной сессии форума “Строим Россию!”, который состоялся 1 июля в Москве. Форум “Стоим Россию!” объединил представителей власти, бизнеса и общественности для обсуждения основного вопроса — создание комфортных условий жизнедеятельности граждан. Участники мероприятия обсудили перспективы развития строительного и транспортного комплексов России.

Особое внимание в ходе пленарной сессии было уделено кризисным точкам дорожно-строительной отрасли, текущее положение в которой не способствует долгосрочному планированию. К примеру, строители опасаются, что с учетом нынешних тенденций в 2025–2026 годах рынок дорожного строительства сузится до очень небольших размеров, что приведет к полному уходу отдельных его игроков. Выходом из ситуации может стать реализация проектов за счет привлеченного внебюджетного финансирования.

У российских банков есть достаточное количество финансовых ресурсов: они способны вложить в инфраструктурное строительство порядка трех триллионов рублей. Однако полноценной реализации этого инструмента мешают риски, связанные с высокой процентной ставкой. 

Решением проблемы могло бы послужить применение субсидирования процентной ставки при реализации инфраструктурных проектов, а также использование инфраструктурных облигаций. Но из-за того, что концессионные соглашения занимают 15–20 лет, а бюджетный период составляет три года, смотреть в сторону ГЧП-проектов в Минфине опасаются. В настоящий момент не хватает политической воли, которая могла бы дать жизнь этим проектам.

— Основа всего, что есть в транспортной отрасли, — это те объемы, над которыми должны работать подрядные организации. Строительному комплексу необходимо понимать, что он будет делать на два, три, четыре, пять лет вперед. Сегодня такого понимания в целом нет, потому что с объемами сложно,генеральный директор АО “ДСК “Автобан” Алексей Андреев.

Руководитель подразделения ГЧП и инфраструктуры АО “Банк ДОМ.РФ” — член правления АИИК Любовь Бараблина отметила: “У банков есть желание и планы, чтобы участвовать в транспортных проектах. Но волатильность рынка препятствует… Также мы не рады законопроекту Минфина, который ограничивает расходы бюджетов регионов и муниципалитетов на ГЧП и концессии не выше 10% их годового дохода. Этот законопроект призван дестимулировать развитие концессий и механизма ГЧП, так как сложно оценить нагрузку на момент заключения концессии”

Следующим риском для дорожно-строительной отрасли являются ограничения, вызванные Федеральным законом №44 и Федеральным законом №223, по которым стоимость контрактов не должна меняться после их подписания. В то время как один только битум для асфальтобетона с 2023 года подорожал на 33%. Поручение Президента о переходе на ресурсный метод ценообразования, данное в 2014 году, до сих пор не исполнено. К тому же инфляционный процесс в строительной отрасли идет более активно, из-за чего рентабельность проекта на момент подписания контракта может составлять 7–8%, а к моменту завершения строительства объекта выйти на отрицательное значение.

Заработная плата в отрасли также требует индексации для сохранения высококвалифицированных специалистов в условиях кадрового дефицита. С учетом заработных плат рассчитываются и накладные расходы, которые впоследствии превышают смету. Обучение сотрудников, внедрение методов бережливого производства и мотивация персонала также влекут за собой расходы.

Все это приводит к однозначному выводу: отрасли жизненно необходим механизм изменения ценообразования в процессе реализации проекта.

Организаторами форума выступили Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), Национальная ассоциация инфраструктурных компаний (НАИК) и Ассоциация инфраструктурных инвесторов и кредиторов (АИИК).

Фото предоставлено пресс-службой форума “Строим Россию!”.