Повышение кредитного рейтинга АО «Союздорстрой» (ранее — ООО «Союздорстрой»; далее — ГК АВТОБАН, Компания) обусловлено улучшением финансового риск-профиля (рентабельности и уровня покрытия долга).
Кредитный рейтинг Компании также определяется сильным бизнес-профилем и устойчивой рыночной позицией, обусловленной возрастающим участием Компании в ряде широкомасштабных проектов государственно-частного партнерства (ГЧП), включая концессионные, а также способностью успешно участвовать в тендерах на дорожное строительство. Хорошая диверсификация бизнеса ГК АВТОБАН определяет низко–рисковую бизнес-модель и позволяет осуществлять строительство важных федеральных и региональных дорог по заказу государственных агентств. Консервативная финансовая политика обуславливает низкую долговую нагрузку и хорошую ликвидность.
Сдерживающее влияние на уровень рейтинга оказывают средние размер Компании и показатели обслуживания долга, а также низкий уровень денежного потока. Кроме того, отрасль инфраструктурного строительства подвержена высоким рискам, что ограничивает уровень кредитного рейтинга Компании. Однако АКРА отмечает, что дорожное строительство является наименее рискованным сегментом этой отрасли.
ГК Автобан — одна из крупнейших в России компаний (входит в топ-5 крупнейших компаний РФ по производству дорожно-строительных работ и по выручке за 2018 год) в сфере дорожного строительства, доля рынка которой составляет 7,8%. В 2018 году Компания построила 189 км дорог, а общая сумма подписанных контрактов на 2019–2021 годы превышает 150 млрд руб. Около 98% выручки ГК Автобан приходится на государственные контракты. Из них 77% составляют концессионные проекты, в рамках которых в 2018 году было построено 46 км дорог.
100% акций Компании принадлежит А. В. Андрееву.
Сильный бизнес-профиль. Деятельность ГК Автобан сфокусирована на строительстве объектов дорожного хозяйства, которые, по мнению АКРА, в рамках отрасли инфраструктурного строительства относятся к объектам минимальной сложности (дороги с твердым покрытием). Агентство отмечает, что Компания обладает значительным опытом в данной сфере. База подписанных контрактов обеспечивает 100%–ную загрузку собственных мощностей Компании до 2021 года. В то же время АКРА отмечает наличие риска концентрации на крупном заказчике — ГК «Автодор» (72% выручки за 2018 год). Передача работ в субподряд (21,8% выручки за 2018 год) обуславливает частичную потерю выручки. АКРА ожидает, что доля субподрядных работ в выручке Компании продолжит расти и в 2019 году составит 27%, что связано со значительными объемами и сжатыми сроками строительства ЦКАД-3 и ЦКАД-4. Собственные мощности Компании позволяют ей строить до 200 км дорог с твердым покрытием ежегодно. География присутствия ГК АВТОБАН обширна и охватывает 13 субъектов Российской Федерации в 5 федеральных округах, за счет чего Компания имеет возможность эффективно участвовать в строительстве как федеральных, так и региональных дорог, а также получать заказы на текущий ремонт дорожного полотна.
Низкая долговая нагрузка при адекватном уровне покрытия долга. На протяжении последних нескольких лет бизнес-модель Компании претерпела существенные изменения, что связано с возрастающим участием ГК АВТОБАН в концессионных соглашениях. Структура этих соглашений подразумевает участие частных инвесторов и крупных государственных банков. Привлекаемое финансирование имеет долгосрочный профиль возврата кредитных средств.
В настоящий момент Компания участвует в трех концессионных соглашениях общей стоимостью строительных работ 174,2 млрд руб. (включая НДС). Данные соглашения имеют следующую структуру:
Привлекаемый под концессионные соглашения долг не имеет регресса на ГК АВТОБАН, присутствует поручительство основного акционера по младшему долгу. В этой связи долг концессионных компаний, входящих в ГК АВТОБАН, в рамках концессионных соглашений рассматривается АКРА как обособленный от ГК АВТОБАН. Это обусловлено тем, что законодательно долг по концессионным кредитам подлежит полному возмещению в случае изменения условий концессии независимо от вины Концессионера. АКРА отмечает, что при включении концессионного долга в общий долговой портфель Компании уровень ее долговой нагрузки на 31.12.2018 составит 4х (отношение общего долга к FFO до чистых процентных платежей).
Далее АКРА оперирует показателями скорректированного долга, который не включает в себя долг по концессионным соглашениям.
По прогнозам АКРА, изменения в уровне долга и долговой нагрузки Компании на горизонте следующих двух–трех лет будут незначительными. Так, общий долг Компании (без учета обязательств в рамках концессионных соглашений) в 2019 году снизится до 16,3 млрд руб. (16,4 млрд руб. в 2018 году), а в 2020–2021 годах его значение ожидается на уровне 14,2 млрд руб. По прогнозам АКРА, в 2019 году отношение общего долга (без учета обязательств в рамках концессионных соглашений) к FFO до чистых процентных платежей сохранится на уровне 2018 года и составит 1,9х, а в 2020–2021 годах — 1,2х. Структура задолженности Компании равномерно распределена между банковскими кредитами и внутренними облигационными выпусками (49 и 51% соответственно). Банковский кредитный портфель хорошо диверсифицирован между несколькими банками со средним сроком погашения в 3,5 года. Риски плавающих ставок отсутствуют, т. к. кредиты выданы по фиксированным ставкам, а ставка купона второго и четвертого облигационных выпусков привязаны к ключевой ставке ЦБ РФ. Валютный риск отсутствует: весь долг представлен в российских рублях.
АКРА ожидает постепенный рост коэффициента покрытия процентных платежей с 3,1х в 2018 году до 5,7х в 2019–м с последующим среднегодовым ростом до 10х в 2020–2021 годах.
Устойчивая рыночная позиция и хорошая рентабельность. По оценкам АКРА, по итогам 2019 года ожидается дальнейший рост бизнеса Компании, что приведет к увеличению показателя FFO до чистых процентных платежей и налогов до 12 млрд руб. (рост на 25% по сравнению с 2018–м). По результатам 2020–2021 годов ожидается дальнейший рост показателя на 20% по сравнению с 2019–м, что в первую очередь обусловлено увеличением портфеля заказов и его рентабельностью. Объем портфеля заказов (150 млрд руб.) соответствует хорошей оценке по данному фактору согласно методологии АКРА. Рентабельность Компании по FFO до процентных платежей и налогов по итогам 2018 года выросла до 19% (9% в 2017 году), а в 2019–2021 годах ее среднегодовое значение ожидается на уровне 20%. Текущий рост обусловлен участием Компании в проектах строительства с более высокой маржинальностью.
Хорошая ликвидность на фоне низкого уровня денежного потока. По состоянию на 30.09.2019 уровень ликвидности поддерживается наличием остатков денежных средств на счетах ГК АВТОБАН в размере 5 млрд руб., а также наличием невыбранных лимитов по кредитным линиям в объеме 6,9 млрд руб. Качественная оценка ликвидности находится на высоком уровне: крупнейшими кредиторами являются ПАО «Промсвязьбанк» (рейтинг АКРА — AA(RU), прогноз «Стабильный»), ПАО Сбербанк (рейтинг АКРА — AAA(RU), прогноз «Стабильный»), ПАО Банк «ФК Открытие» (рейтинг АКРА — AA-(RU), прогноз «Стабильный»). Также Компания привлекает публичный долг.
По прогнозам АКРА, значение свободного денежного потока Компании по итогам 2019 года выйдет в положительную зону и составит 1,3 млрд руб. по сравнению с -4,4 млрд руб. в 2018–м. Агентство ожидает, что в ближайшие два года среднегодовое значение данного показателя будет находиться на уровне 8,5 млрд руб. Отрицательный свободный денежный поток в предыдущие годы в первую очередь обусловлен высоким уровнем капитальных затрат на приобретение новой техники для строительства.
Адекватный уровень корпоративного управления. Стратегия ГК АВТОБАН носит консервативный характер и предусматривает реализацию крупных и выгодных проектов. Компания активно осваивает проекты ГЧП, включая концессионное направление. Все параметры финансового риск-менеджмента Компании определяются ежегодно решениями совета директоров АО «ДСК «АВТОБАН» (входит в ГК АВТОБАН) и конечного бенефициара. Наблюдаемая подверженность валютным и процентным рискам низкая. ГК АВТОБАН включает в себя около 30 юридических лиц, однако это связано с производственной необходимостью и спецификой деятельности, в том числе по концессионным проектам. При этом АКРА отмечает отсутствие внутригрупповых денежных потоков между концессионными компаниями и прочими компаниями ГК АВТОБАН. Компания публикует консолидированную отчетность по МСФО за 6 и за 12 месяцев, аудит которой проводит KPMG, ежеквартальные отчеты эмитента облигаций и информацию о существенных событиях.
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
К негативному рейтинговому действию могут привести:
Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): a-.
Корректировки: отсутствуют.
Обоснование кредитного рейтинга. Эмиссии АО «АВТОБАН-Финанс», входящего в ГК АВТОБАН, являются старшим необеспеченным долгом АО «АВТОБАН-Финанс» согласно методологии АКРА, который обеспечивается офертами и поручительствами компаний ГК АВТОБАН. Основанием для присвоения рейтинга служит эмиссионная документация. В соответствии с этими документами поручители несут перед владельцем облигаций солидарную ответственность за неисполнение и/или ненадлежащее исполнение эмитентом своих обязательств.
По причине отсутствия структурной и контрактной субординации выпусков АКРА оценивает эти облигации как равные по очередности исполнения другим существующим и будущим необеспеченным и несубординированным обязательствам Компании.
В соответствии с методологией АКРА, принимая во внимание высокий уровень кредитоспособности и низкую долговую нагрузку Компании, кредитный рейтинг эмиссий приравнивается к кредитному рейтингу Компании — A-(RU).
Оферент |
АО «Союздорстрой» |
Кредитный рейтинг оферента |
A-(RU), прогноз «Стабильный» |
Фактический эмитент |
АО «АВТОБАН-Финанс» |
Тип ценной бумаги |
Облигации биржевые процентные документарные на предъявителя, серия БО-П02 |
Объем эмиссии |
3 млрд руб. |
ISIN |
RU000A100733 |
Дата окончания размещения |
26.03.2019 |
Дата погашения |
19.03.2024 |
Поручитель |
АО «Союздорстрой» |
Кредитный рейтинг поручителя |
A-(RU), прогноз «Стабильный» |
Фактический эмитент |
АО «АВТОБАН-Финанс» |
Тип ценной бумаги |
Облигации коммерческие документарные на предъявителя, серия КО-01 |
Объем эмиссии |
5 млрд руб. |
ISIN |
RU000A100UQ8 |
Дата окончания размещения |
20.09.2019 |
Дата погашения |
16.09.2022 |
Кредитные рейтинги были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов нефинансовым компаниям по национальной шкале для Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитный рейтинг АО «Союздорстрой» был опубликован АКРА 29.12.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу АО «Союздорстрой ожидается в течение одного года с даты опубликования настоящего пресс-релиза.
Кредитные рейтинги были присвоены облигациям АО «АВТОБАН-Финанс» (ISIN RU000A100733, RU000A100UQ8) впервые. Пересмотр кредитных рейтингов ожидается в течение одного года с даты опубликования настоящего пресс-релиза.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных АО «Союздорстрой», информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги были присвоены на основании консолидированной отчетности АО «Союздорстрой» по МСФО. Кредитные рейтинги являются запрошенными, АО «Союздорстрой» принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности АО «Союздорстрой», не выявлены.
АКРА не оказывало АО «Союздорстрой» дополнительных услуг. АКРА оказывало АО «АВТОБАН-Финанс» дополнительные услуги. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.